Volkswagen Цифровой журнал

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Трое мужчин и штурманская тетрадь.

В успехе команды Volkswagen на Чемпионате мира по ралли они сыграли роль невидимых героев. Три штурмана ралли, Жюльен Инграссиа, Миикка Анттила и Ола Флёне, расскажут об особенностях своей работы. И о том, чего стоит хорошая штурманская тетрадь.

Интервью Йохен Фёрстер
Иллюстрации Хельге Йепсен

Пилоты всегда в центре внимания, а вот их напарники на публике появляются не так часто. Хотя роль последних в достижении успеха не менее важна – особенно в авторалли. Жюльен Инграссиа является штурманом двукратного чемпиона мира по ралли, француза Себастьена Ожье, финн Миикка Анттила делит один кокпит с вице-чемпионом Яри-Матти Латвалой, а норвежец Ола Флёне гоняется на Polo R WRC вместе со своим земляком Андреасом Миккельсеном, который в прошедшем сезоне занял третье призовое место в зачете пилотов и таким образом внес свой вклад в тройной триумф команды Volkswagen.
Инграссиа, Анттила и Флёне – те невидимые герои, которые читают пилотам тщательно составленное описание трассы, так называемую стенограмму (англ. «pacenotes»), предупреждая пилотов во время гонки обо всем, что их ждет за поворотом. Хорошая стенограмма – залог успеха экипажа, не зря гонщики называют эту заветную тетрадку своим «молитвенником». В этом выпуске «Das Auto. Цифровой журнал» предлагает читателям интервью с тремя самыми успешными штурманами современности, в котором они расскажут о тонкостях своей профессии.

«Молитвенник» раллиста

В своей зашифрованной стенограмме (или «молитвеннике», как ее называют в немецком автоспорте) штурман во время пробных заездов фиксирует всю важную информацию о трассе. Во время гонки он читает эту стенограмму пилоту, предупреждая его, например, о ширине приближающегося поворота, состоянии дорожного покрытия и других особенностях трассы, которые необходимо принять во внимание (камни, выбоины, грязь и пр.). Как правило, каждый штурман использует свою собственную систему условных знаков и сокращений и ревностно оберегает свой «молитвенник» от чужого глаза, чтобы конкуренты не узнали его профессиональные секреты.

Жюльен Инграссиа

Родился в 1979 году в Экс-ан-Провансе, гоночную карьеру начал в 2002 году участием в раллийных гонках клубного ранга. С 2006 года выступает штурманом Себастьена Ожье. В 2008 году они оба стали чемпионами мира среди юниоров и дебютировали в высшей категории Чемпионата мира по ралли, а в 2009 году выиграли ралли Монте-Карло (IRC). С 2012 года этот дуэт представляет марку Volkswagen. После тестового сезона на Skoda Fabia Super 2000 они стали чемпионами мира по ралли в 2013 и 2014 годах в личном и командном зачетах, выступая на Polo R WRC.

DA: Мсье Инграссиа, где труднее, читать стенограмму – во время гонки или во время прыжка с банджи?

Жюльен Инграссиа (ЖИ): (смеется) Ну, то, что я недавно попытался зачитать свои записи в свободном падении с плотины Верзаска, это было, скорее развлекательным шоу для нашего сайта rallytheworld.com. В рамках проекта «Стенографические хроники» Ола и Миикка и я должны были преодолеть по одному испытанию. Оле выпало делать сальто на скутере, Миикке – мертвую петлю на планере, а мне – прыгнуть с гигантской плотины в Швейцарии, с которой совершал свой известный прыжок Джеймс Бонд в фильме «Золотой глаз». Ясное дело, что там я испытывал намного меньшее напряжение. В Чемпионате мира по ралли я, во что бы то ни стало, стремлюсь выиграть, там каждая ошибка может решить исход гонки. А участие в проекте «Стенографические хроники» в отличие от гонки – это просто развлечение.

 

DA: Когда смотришь видео на Youtube, создается впечатление, что банджи-джампинг не вызывает у Вас страха. Это что, такая штурманская закалка?

ЖИ: Это развлекательное шоу, там не хочется выглядеть слабаком. Мне уже доводилось прыгать в Греции и Новой Зеландии, и поэтому я примерно представлял себе, что меня ждет. Да и времени на размышления не оставалось. В тот день, на который был намечен прыжок, стоял плотный туман, и когда на несколько секунд появился просвет, надо было сразу же идти на старт. Это облегчило мою задачу. Я взглянул на небо и шагнул в бездну. Перед гонками WRC я поступаю примерно так же: сажусь в машину, три раза стучу шлемом по сиденью, бросаю взгляд на небо, открываю свою штурманскую тетрадь и – вперед.

DA: Штурманская тетрадь с описанием трассы считается «священным писанием» в раллийном спорте, и каждая команда держит технику ведения своих записей в строгой секретности. Тем не менее, не могли бы Вы вкратце рассказать, что именно Вы фиксируете в своей стенограмме?

Миикка Анттила (МА): Что касается содержания, то тут все мы, в принципе, работаем одинаково. Необходимо как можно более точно передать конфигурацию того или иного участка: последовательность поворотов, длину и угол поворота, расстояние между поворотами, иногда и скорость его прохождения, хотя в большинстве случаев пилот выбирает скорость самостоятельно. Также необходимо отметить особенности дорожных условий: вид дорожного покрытия, выбоины, сухость. Кроме того, бывают внезапные изменения, о которых нам постоянно сообщают специальные наблюдатели. Отличается, прежде всего, сама система условных обозначений. Так мы с Яри-Матти обозначаем угол поворота при помощи простой числовой системы от 1 (плоский вираж) до 9 (максимально крутой вираж).

ЖИ: А вот мы указываем угол поворота в градусах: плоский вираж – 150, очень крутой вираж – 40. На произнесение таких чисел требуется больше времени. Поэтому ваша система, Миикка, гораздо проще, чем наша. Мы уже думали перейти на числовую систему от 1 до 9, но многолетнюю привычку изменить не так-то просто – поэтому пока будем пользоваться привычной системой. Главное – чтобы пилот и штурман с полуслова понимали друг друга, и чтобы возможность ошибок была сведена к минимуму. У каждого штурмана есть свои условные символы (скажем, для обозначения больших камней или выбоин), позволяющие ему максимально быстро расшифровать стенограмму. Поэтому никто из нас не может полностью понять записи коллег, не говоря уже о том, чтобы их озвучить.

«Нужно уметь сохранять спокойствие в ситуации крайнего цейтнота».

Ола Флёне

Ола Флёне

Родился в 1969 году в Хамаре (Норвегия). Считается одним из самых опытных штурманов. Попробовав свои силы в мотокроссе, причем небезуспешно, в 1996 году он стал напарником Мортена Остберга, отца Мадса Остберга. С 2006 года начал выступать с тогда еще 16-летним Андреасом Миккельсеном, с которым он в 2011 и 2012 годах выиграл Intercontinental Rallye Challenge (IRC). В первом же совместном выступлении на Чемпионате мира по ралли в 2014 году их экипаж занял третье место.

DA: Что, по-Вашему, отличает штурмана-чемпиона?

Ола Флёне (ОФ): Хороший штурман должен все делать своевременно. Прежде всего, важно эффективно использовать драгоценное время «разведывательного» заезда и точно фиксировать всю важную информацию. Нужно уметь сохранять спокойствие и точность даже в ситуации крайнего цейтнота. А во время самой гонки очень важно сообщать пилоту только то, что ему необходимо и притом в нужный момент, ведь человеку под силу обработать лишь определенный объем информации. Например, если за одним поворотом сразу следует другой, важно сообщить пилоту расстояние до второго поворота еще до начала прохождения первого. Можно сказать, что штурмана-чемпиона отличает эффективность коммуникации, и тут нет предела совершенству. Я занимаюсь этим делом уже двадцать лет и постоянно оттачиваю свою технику.

 

DA: В каких гонках стенограмма требует особой тщательности?

МА: Сложнее всего приходится на асфальте. На нем сцепление с дорожным покрытием очень хорошее и, соответственно, развиваются очень высокие скорости, а стенограмма сильно дрожит. Кроме того, с контрольных пунктов поступают многочисленные указания с актуальными характеристиками участка, которые тоже необходимо учитывать. Здесь главное правило: быстро говорить и все замечать.

DA: Вы – профессионалы, но не роботы, и Вам свойственно ошибаться, хотя ошибка штурмана может иметь фатальные последствия. Такое вообще случается?

МА:: К счастью, довольно редко. Помню, однажды я произнес то, что не соответствовало ни моим записям, ни реальности. Не знаю, почему. Это было в 2011 году в Сицилии – на меня нашло какое-то необъяснимое затмение. В итоге – авария и разбитая вдребезги машина. Мы с Яри-Матти еще легко отделались. К счастью, больше такого со мной не случалось.

ЖИ: В 2009 году на Кипре во время «разведки» я пропустил перекресток, где мы должны были повернуть направо. Во время гонки мы поехали прямо и на скорости 140 км/ч едва не протаранили машину организаторов ралли. К счастью, Себастьен не растерялся и сумел ее объехать, чудом избежав столкновения. Мы развернулись, почти не потеряв время. Но, поверьте, такое не забывается. Поэтому стараешься делать все, чтобы подобное не повторилось.

ОФ: К счастью, сегодня мы, по большому счету, можем исключить ошибки в стенограмме. После каждой «разведки» мы минимум два раза перепроверяем свои записи и тщательно сравниваем их с видеосъемками трассы. Само собой, иногда бывает опережение или опоздание на одну-две секунды, но ошибки, к счастью, стали абсолютным исключением.
 

DA: Бросается в глаза, что Ваши экипажи организованы по национальному признаку: два француза, два финна, два норвежца. Насколько важен родной язык в кокпите?
ОФ: В любом случае это помогает укрепить доверие, а это – залог успешной командной работы.
МА: Это не обязательно, но желательно. В начале нашего сотрудничества с Яри-Матти мы делали заметки по-английски, но на каком-то этапе Яри-Матти сознался, что ему приходится слишком напрягаться. Перейдя на финский, мы сразу же стали лучше понимать друг друга.

«Правило №1: никто не прикасается к моей штурманской тетради».

Миикка Анттила

Миикка Анттила

Родился в 1972 году в Янаккала (Финляндия), учился на штурмана в Финском автоспортивном клубе AKK и дебютировал на чемпионате мира по ралли в 1999 году в Финляндии. Ассистировал 13 финским гонщикам, прежде чем в 2003 году стать постоянным штурманом Яри-Матти Латвалы. В 2008 году они вместе выиграли Ралли Швеции (WRC), а в 2010 году завоевали второе место. В своем первом сезоне на Polo R WRC экипаж пришел третьим, а в 2014 году занял второе место в личном и первое в командном зачете в составе Volkswagen Motorsport.

DA: Все Вы делаете свои заметки от руки. Почему бы не воспользоваться ноутбуком и планшетником?
ЖИ: Пока что я не очень доверяю технике. Что будет, если планшетник накроется во время гонки? Тогда можно сразу собирать свои манатки. А тетрадка со стенограммой всегда при мне. Она не стеклянная и не разобьется, а в заметки можно быстро внести дополнения или изменения. Если страница-другая станет нечитабельной, я могу воспользоваться записями Миикки или Олы, а потом снова переключиться на свои собственные. А со сломавшимся планшетником уже ничего не сделаешь. Не говоря уже о бликах, затрудняющих чтение. В прошлом году я чуть было не перешел на iPad, но потом решил, что риск слишком велик.
ОФ: Интересно, кто из раллийной элиты первым перейдет на планшетник. Когда-нибудь это произойдет, но, как мне кажется, время еще не пришло.

 

Интересно, кто из раллийной элиты первым перейдет на планшетник. Когда-нибудь это произойдет, но, как мне кажется, время еще не пришло.
MA: Правило №1: никто не прикасается к моей штурманской тетради. Кроме того, на всякий пожарный случай все мы делаем резервные копии на цифровых носителях. И в-третьих, мы тщательно следим за тем, чтобы книга не промокала. Единственные серьезные враги, которых следует опасаться, это снег и дождь. Но чтобы записи стерлись, книга должна основательно промокнуть. Мы пишем не обычными, а специальными карандашами, отметки которых остаются читабельными даже на влажной бумаге.

DA: В немецком автоспорте стенограмму называют «молитвенником». Наверное, потому что пилот молится, чтобы штурман правильно зачитал следующий поворот?

ЖИ: Я думаю, это название связано, скорее, с тем, что штурман непрерывно читает содержание этой тетради как своего рода молитву. Хотя наверняка многие, в том числе и мы, во время гонки молятся о том, чтобы стенограмма не подвела.

 

DA: Чрезвычайно интересный факт, что в авторалли штурман сидит гораздо ниже пилота. В результате он совсем не видит трассу, которую описывает.

MA: Непосвященным это понять трудно, но нам и не нужно видеть трассу во время гонки. Мы знаем ее еще с этапа «разведки». Ты нутром чувствуешь трассу и знаешь, в какой точке находишься. Задача штурмана заключается не в том, чтобы описать пилоту то, что тот и сам видит. Его задача – описать то, что пилот еще не видит, то, что ждет пилота на следующем отрезке. В принципе, мою работу мог бы выполнять и слепой, если бы у него была идеальная стенограмма, написанная шрифтом Брайля. Во всяком случае, на некоторых поворотах и при определенной скорости я в самом деле чувствую себя как слепой (смеется).

DA: Насколько тесными должны быть отношения между пилотом и штурманом, чтобы добиться успеха?

ЖИ: Для тех, кто не в курсе: пилот должен слепо доверять своему штурману. А тот, в свою очередь, должен помогать пилоту сохранять спокойствие в сложных ситуациях. Хорошо знать привычки напарника: когда штурман без слов понимает, что чувствует пилот, он может в нужный момент отреагировать и разрядить обстановку.

ОФ: И еще не забывайте, что, будучи одной командой, мы проводим друг с другом почти 200 дней в году. Проводить столько времени вместе могут только люди, хорошо понимающие друг друга, иначе это было бы невыносимо.

«Пилот должен слепо доверять своему штурману».

Жюльен Инграссиа

DA: Как Вы снимаете напряжение после ралли?

ЖИ: Лучше всего я отключаюсь на природе. С детства люблю проводить время на свежем воздухе и во время ралли пользуюсь малейшей возможностью, чтобы познакомиться с дикой природой, будь то в Австралии, Финляндии или Мексике. Иногда удается увидеть экзотических животных. В Аргентине я видел гигантских пауков, в Австралии – редких птиц, а в Мексике, когда я замерял давление в шине, прямо у моих ног проползла большая змея. Обожаю такие моменты. Для меня это лучший отдых.

МА: А я питаю слабость к старым автомобилям. В моей коллекции есть Golf GTI 1983 года выпуска и несколько ретро-мобилей шестидесятых годов. Очень люблю гонять на них по девственному лапландскому ландшафту.

ОФ: Летом я очень люблю рыбачить на озере Мьёса в моей родной Норвегии, а зимой предпочитаю отдыхать у себя дома.

DA: И последний вопрос: кто выиграет Чемпионат мира по ралли в 2015 году?

ЖИ: В ралли трудно делать прогнозы. Если ты не вписался в поворот, то гонка, считай, закончена. Даже если до этого ты в десяти заездах показывал лучшее время – все коту под хвост. Кроме того, новые правила дают конкурентам возможность сократить отставание. Так что я думаю, в этом сезоне борьба будет более напряженной, чем в двух предыдущих.

ОФ: По-моему, чемпионом станет либо Себастьен, либо Яри-Матти. Андреасу всего 25 лет, ему еще нужно время. Но я уверен, что в ближайшие годы он тоже сможет претендовать на чемпионский титул.

MA: Будет нелегко. Но я надеюсь и верю, что Volkswagen снова будет впереди всех.

Новый Polo R WRC

В 2015 году три команды Volkswagen во второй раз будут защищать чемпионский титул в личном и командном зачетах, выступая на визуально и технически доработанном Polo R WRC. Самой существенной инновацией является коробка передач с гидравлическим приводом. Подробнее о Polo R WRC, гонках и пилотах читайте на сайте: