Volkswagen Цифровой журнал

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

пути к свободе.

Вылазка на новом Scirocco в Пьемонт к Джорджетто Джуджаро, легендарному итальянскому автодизайнеру, сорок лет назад разработавшему первый Scirocco.

Текст: Йохен Фёрстер
Фото: Хейко Ричард
Фильм: Дирк Сольднер

Первым делом Джорджетто Джуджаро демонстрирует преисполненному благоговения гостю свежую ссадину на левом локте. Он снова упал, занимаясь триалом. При преодолении препятствий необходимо маневрировать на специальном мотоцикле, обычно стоя на подножках, по каменистой непроходимой местности. При этом потеря равновесия и падения – обычное дело. Каждые выходные Джуджаро носится на мотоцикле по Приморским Альпам, иногда с сыном Фабрицио, иногда в одиночку. Джорджетто увлекся мототриалом, когда Фабрицио получил в подарок свой первый мопед. С тех пор прошло более 30 лет. Сейчас ему 75. Он признает, что это заниматься триалом до его возраста граничит с сумасбродством. «Но это позволяет мне поддерживать форму, и такое сумасбродство не запрещено».

«Ограничения всегда ведут к открытию новых возможностей.»

Giorgetto Giugiaro

Воодушевление, с которым живет синьор Джуджаро, производит впечатление. По территории своей фирмы Italdesign Giugiaro, расположенной под Турином, он передвигается на велосипеде, почти ежедневно приходит в офис, делает наброски, планирует, консультирует. Руководство компанией, насчитывающей примерно тысячу сотрудников, уже давно взял на себя его сын Фабрицио. Но он – Джорджетто, или Джорджик, как называли его родители, хотя он и вымахал до метра восьмидесяти пяти, – по-прежнему остается сердцем компании и живой легендой, чьи плодотворные идеи и темперамент по сей день влекут за собой и автолюбителей, и капитанов автомобилестроения. Он может переживать как 20-летний, если никак не может найти какой-то старый набросок. А уж когда он начинает рассказывать, его не остановить.

Энергия Джорджетто Джуджаро тем более импонирует, что его биография уже давно не вмещается в какие-либо рамки. Едва ли найдется известная автомарка, для которой он за почти шесть десятилетий своей карьеры в мире дизайна не набросал бы эскиз автомобиля. Едва ли найдется стилистическое направление, которое не несет на себе ощутимого отпечатка его творчества. В компании Volkswagen его имя навсегда связано с наступлением новой блистательной эры. Маленький Golf, большой Golf и спортивный Golf – Golf, Passat и Scirocco – эти три модели, разработанные им в начале 70-х годов по заказу вольфсбургских автомобилестроителей, стали первыми ласточками нового семейства автомобилей, чей успех сделал Volkswagen крупнейшим автоконцерном Европы. Это созвездие произвело фурор не только своим коммерческим успехом, но и дизайнерской концепцией. Джуджаро одним из первых доказал, что минималистская и в то же время броская форма может привести в восторг миллионную аудиторию.

Джорджетто Джуджаро

появился на свет 7 августа в Гарессио (недалеко от Кунео в южном Пьемонте). Поработав в компании Fiat (1955–59 гг.), Bertone Studios (1959–65 гг.) и Carrozzeria Ghia (1966–68 гг.), в 1968 году он основал компанию Italdesign Giugiaro. С тех пор Джуджаро занимался дизайном моделей всех крупных автомарок, включая первые поколения Volkswagen Golf, Passat и Scirocco в 1973–74 годах. В 1999 году фонд Global Automotive Election Foundation выбрал его автодизайнером столетия. Кроме автомобилей он разрабатывал дизайн часов и стульев, фотоаппаратов и компьютеров, бутылок для воды и макаронных изделий и много чего еще. В 2010 году Volkswagen приобрел 90,1 % компании Italdesign Giugiaro, чьим почетным президентом Джуджаро остается и по сей день.

До сих пор он ежедневно рисует: Джуджаро в своем бюро в Монкальери под Турином.

Среди трех самых знаменитых автодизайнеров Италии, к которым относятся Bertone, Pininfarina и он сам, Джуджаро слывет минималистом в стиле Баухауса. Кроме автомобилей, он разрабатывал дизайн скоростных поездов, фотоаппаратов, бутылок для аперитива, офисных стульев и многого другого для самой разной международной клиентуры. Лаконичность его Italianità особенно ценят на севере Германии – начиная с семидесятых годов Volkswagen выпустил бессчетное количество моделей с дизайном Джуджаро, а с 2010 года его компания вошла в состав концерна. Итальянскую дизайнерскую традицию в Вольфсбурге, у истоков которой стоял Джуджаро, с 2007 года продолжает главный дизайнер Вальтер де Сильва.

Лаконичность его Italianità особенно ценят на севере Германии.

Четыре десятилетия в автодизайне – это почти вечность. Наше летнее путешествие на новом Scirocco к месту рождения его прототипа, появившегося на свет в 1974 году, немного напоминает визит к дальнему родственнику. У текущей модели мало что общего с первым Scirocco, разве что название. Врочем, так и должно быть, такова участь всех классических моделей в эпоху, когда к автодизайну предъявляются в высшей степени разносторонние требования в области технологии, эргономики и т. п. И так уже было в 2008 году в Женеве, где Volkswagen после шестнадцатилетнего перерыва представил сенсацию года – третье поколение, над дизайном которого работали Вальтер де Сильва и Клаус Бишофф. Продуманным сочетанием мощи и деликатности Scirocco 3 произвел впечатление и на поклонников, и на специалистов.

Переработанная изнутри и снаружи модель подчеркивает эти акценты. «Морда» по-спортивному более пологая, двигатель мощнее и экономичнее. В оформлении салона чувствуется дух первого Scirocco – расположение и стиль двух приборов, показывающих давление наддува и температуру масла, а также секундомера над консолью можно понимать как определенную дань первоначальному наброску Джуджаро. Первое впечатление от интерьера с (устанавливаемыми по желанию) кожаными сиденьями – удачная комбинация динамики и классицизма. Мы выбрали ярко-красную модель, очаровательно контрастирующую с патиной невысоких предгорий пьемонтских Альп, многочисленными виноградниками на склонах холмов, лесистыми долинами и деревнями, история которых теряется в глубине веков. Колыбель Scirocco Пьемонт вне всяких сомнений относится к самым красивым ландшафтам Северной Италии, красота которых часто недооценивается. Объезжая холмы, на которых расположены местечки Бароло и Барбера, славящиеся на весь мир своим красным вином, мы смогли протестировать устойчивость машины при движении и ее резвость. Подобно своим предшественникам новый Scirocco устойчив на поворотах, а мотор мощностью 162 кВт справляется с внезапными подъемами со средиземноморской легкостью.
Просто порыв степного ветра, а не машина...

Ярко-красный Scirocco хорошо смотрится на фоне предгорий Альп с типичными для Пьемонта виноградниками и деревнями на склонах холмов.

Scirocco в цифрах.

Двигатель: 162 кВт (220 л. с.) TSI
Коробка передач: 6-ступечатая преселективная коробка передач
Расход топлива (смешанный цикл): 6,4 л
Выброс СО2: 148 г/км
Ускорение (с 0 до 100 км/ч): 6,5 сек
Максимальная скорость: 244 км/ч
Собственная масса: 1394 кг
Измерения: длина: 4256 мм, ширина: 1810 мм, высота: 1406 мм
Объем багажника: 312–1006 л
Серийное оснащение: светодиодные задние фонари, спортивный кожаный руль, спортивные сиденья, спортивные дополнительные приборы, 17-дюймовые колеса из легкого сплава
Устанавливаемые двигатели: 92 кВт (125 л. с.) TSI, 132 кВт (180 л. с.) TSI; 110 кВт (150 л. с.) TDI, 135 кВт (184 л. с.) TDI; Scirocco R: 206 кВт (280 л. с.) TSI


Аристократ и джентльмен: беседа с Джуджаро об итальянском дизайне, немецкой дисциплине и новом Scirocco.

Джорджетто Джуджаро встречает нас у входа в компанию Italdesign, демонстрируя безукоризненные манеры прирожденного аристократа. Идеально сидящий однобортный пиджак, к нему галстук и рубашка с инициалами на воротнике. Взгляд прямой, на лице искренняя, но сдержанная улыбка. После краткого осмотра его любимых моделей в автосалоне мы проходим в круглый демонстрационный зал. Новый Scirocco он видит впервые. Для проведения интервью мы устраиваемся в конференц-зале. Кратко обрисовываем темы и заверяем его в своем почтении, но он благосклонно прерывает нас: «Cominciamo». (Начнем). С чего начать разговор с таким человеком? Чем проще, тем лучше.

Вам нравится эта машина, синьор Джуджаро?

Знаете что? Вы говорите со старым креативщиком, который, естественно, предпочел бы сам заняться ее дизайном. У каждого дизайнера свои представления, каждый сделал бы свой собственный Scirocco. Но я должен сказать, что это первоклассная машина и внутри, и снаружи, эстетически и технологически, мощная и, несомненно, последнее слово на международном авторынке.

 

 

Вы узнаете в ней свой первый Scirocco?
Не стану даже пытаться. В наши дни нельзя сделать машину с «мордой» 40-летней давности. Преемственность сводится к названию и, возможно, отдельным линиям, определенному духу, который трудно локализовать. Ясно лишь, что новый Scirocco из совсем другой лиги, нежели старый. Думаю, он будет пользоваться большим успехом.

За дизайн Scirocco снова отвечает итальянец, Вальтер де Сильва. Как Вы объясните, почему Volkswagen так доверяет итальянскому дизайну?

 

Очевидно, руководители концерна уже давно заметили, что дух итальянского дизайна и немецкое инженерное искусство образуют очень хороший тандем. Мы, итальянцы, обладаем продолжительными традициями в сфере языка форм и темпераментом, позволяющим принимать неординарные решения. Но нам недостает немецкой строгости и дисциплины. У итальянцев есть склонность постоянно все менять, подвергать сомнению, переделывать заново. На рынке автомобилей так далеко не уедешь. Работая дизайнером, я всегда старался смотреть на то, что я делаю, глазами инженера. А еще меня интересовали экономические закономерности. Дизайнеру, в голове которого нет места для инженерного дела, маркетинга и анализа конъюнктуры рынка, не создать хороший автомобиль.

Bertone, Pininfarina, Giugiaro – Вы согласны с тем, что являетесь самым немецким из классических итальянских автодизайнеров?

Об этом судить вам. Могу лишь сказать, что у меня всегда была склонность к прозрачным решениям. Достигать необходимого простыми средствами – это, если хотите, моя философия. Многие люди любят барокко, но в случае массового производства необходимо ограничиться самым существенным. Я предпочитаю обходиться без наворотов. Когда я работал над своим первым Ferrari, мой стаж составлял уже 50 лет. Но проехал я на нем всего 200 километров, после чего мой интерес к нему совершенно остыл. Работать над дизайном Ferrari было интересно, а ехать на нем – нет. Он не вписывается в мой психологический мир.

 

 

В наши дни труднее проектировать автомобиль, чем 40 лет назад?

Разумеется. Сегодня на процесс разработки дизайна влияют многочисленные факторы: эргономичность, высокие технологии, безопасность. Нужно иметь компьютер в голове, чтобы все предусмотреть. Но ограничения всегда ведут к открытию новых возможностей. Свобода действий всегда частично ограничена. Ведь даже такой гений как Микеланджело не был абсолютно свободен. Скрывающийся в ограничениях потенциал следует оптимально использовать.


 

Синьор Джуджаро, поколения автодизайнеров считают Вас своим кумиром. Чтобы Вы посоветовали молодым коллегам?

У молодых дизайнеров много замечательных идей, но нет понятия о том, как все взаимосвязано. Чем раньше они это усвоят, тем лучше. Автомобиль – не произведение искусства. Он, конечно, несет в себе определенный художественный потенциал, но прежде всего это продукт массового производства, который должен продаваться.

 


Вам уже 75. Когда Вы собираетесь на заслуженный отдых?
Этого я сказать не могу. Мой старый друг Фердинанд Пиех, с которым мы до сих пор на вы, сказал мне однажды: «Знаете, Джорджетто, такие люди как мы никогда не уходят на заслуженный отдых. Мы это просто-напросто не умеем». Так что посмотрим. Vediamo.

«Даже такой гений как Микеланджело не был абсолютно свободен.»

Giorgetto Giugiaro