Volkswagen Цифровой журнал

ЖИТЬ ЛУЧШЕ

herbie сходит с ума.

Что такое Sachsen Classic: 180 гоночных экипажей на 180 великолепных автомобилях соревнуются за звание самого надежного раритетного автомобиля. Все стремятся к победе. Но мы с профессиональным автогонщиком Мануэлем Ройтером выходим на старт на самом лучшем ретромобиле – «жуке» Herbie.

Текст: Йо Клахсен
Фото: Бернхард Хубер

Разрешите представить – Herbie. Для тех, кто не смотрел знаменитый фильм, объясняем: Herbie – это автомобиль модели Beetle (то есть «жук») фирмы Volkswagen. Автомобиль с сильным характером. И тягой к приключениям. Его мощность составляет всего 30 лошадок, но зато вес не превышает 730 кг. За рулем в эти выходные Мануэль Ройтер, двукратный победитель Ле-Мана, бывший профессиональный гонщик Немецкого турингового гоночного чемпионата кузовных спортпрототипов (DTM), а ныне – пресс-секретарь Ассоциации гонщиков DTM. И преданный поклонник «жука». «У нас за домом всегда было много места, – вспоминает 53-летний гонщик, широко улыбаясь. – Уже в 13 лет я демонтировал кузов с "жука", а на том, что осталось, гонял по проселочным дорогам».

В Цвиккау у нас еще достаточно сил, чтобы надеяться на победу.

Вокруг профессионалы, даже Мануэль Ройтер нервничает. В этот дождливый летний день в легких кроссовках он выходит на старт. Его преимущества – высокая мотивация и хорошая физическая подготовка благодаря занятиям триатлоном. Сначала он обходит вокруг Herbie, освежая в памяти воспоминания. Для гонщика ростом 1,87 метра в салоне едва хватает места. Мануэль вставляет ключ в замок зажигания, поворачивает его и прислушивается. Его глаза горят, уголки губ поднимаются, на лице появляется улыбка. Сможет ли этот классный «жук» стать римейком легендарного Herbie? Двое мужчин, один автомобиль, один взгляд. Yes, we can!

Мануэль Ройтер – двукратный победитель Ле-Мана и преданный поклонник «жука».

Tрасса

День 1

Этап «Саксенринг» zвыше 125 км.
Старт и финиш: Цвиккау, Центральный рынок.

День 2

Этап «Рудные горы - Чехия» свыше 255 км.

Старт и финиш: Цвиккау.

День 3

Этап «Стык трех границ» свыше 258 км. Старт: Цвиккау. Финиш: Лейпциг, Аугустусплац.

Ралли Sachsen Classic входит в число самых трудных среди так называемых ралли на стабильность и надежность автомобилей – здесь важна не скорость, а точное прохождение заданного маршрута, причем за точно установленное время. За отклонение от маршрута присуждаются штрафные очки, при этом не важно, быстрее или медленнее заданного времени гонщик проходит дистанцию. То есть, выигрывает не самый быстрый, а самый стабильный автомобиль. В 13-м сезоне участники ралли Sachsen Classic 2014 за три дня должны преодолеть 638 километров. Маршрут проходит от Цвиккау через Чехию, Фихтельберг и далее через район на стыке немецкой, чешской и польской границ до Лейпцига. Наша команда стартует в классификации «Sanduhrklasse», где запрещены все электронные устройства. Для грубого подсчета пройденного расстояния мы используем счетчик пробега. На спецучастках нам помогают два аналоговых секундомера. А как же Tripmaster, GPS? Они не предусмотрены. Мы будем ориентироваться только по аналоговым приборам.

День третий на календаре: спецучастки, контроль времени, раллийные будни.

Профессиональный гонщик Мануэль сохраняет спокойствие. Его задача заключается в том, чтобы как можно точнее провести Herbie по заданному маршруту. Моя задача – оптимальная навигация. У меня на коленях папка, на ней – аналоговые часы и стенограмма, в которой зашифрованы все детали маршрута и спецучастков: общая дистанция от стартовой прямой, отрезок пути с последнего этапа, направление, возможные указатели, обратный отсчет до завершения дистанции, заданное время и средняя скорость прохождения дистанции 36,5 км/ч. А вот записи по спецучасткам: 13 км за 1234 секунды, из них последние 100 метров за 15 секунд. Едем, проверяем, корректируем, ускоряемся, ведем обратный отсчет – для нас это ежедневная работа.

Наши гоночные автомобили

Beetle Export 1200 "Herbie"

Год выпуска: 1960
Тип: 1200 Export
Объем двигателя: 1192 куб. см
Мощность: 30 л. с. / 156 кВт при 3 400 об/мин

Макс. крутящий момент: 76 Нм при 2 000 об/мин

Golf II G60 Rallye

Год выпуска: 1990
Тип: Rallye (G-образный нагнетатель)
Объем двигателя: 1 782 куб. см
Мощность: 210 л. с./156 кВт при 6500 об/мин
Макс. крутящий момент: 225 Нм при 5 000 об/мин

Толпы зрителей сопровождали нас на всех маршрутах. Ралли Sachsen Classic пользуется чрезвычайной популярностью.

Мануэль берется за филигранный рычаг переключения передач. К «вертикальной» трансмиссии нужно привыкнуть, как и к выдвижной рукоятке переключения света и управления стеклоочистителями, тонкому бакелитовому рулевому колесу, которое уже имеет незначительный люфт. На пути к стартовой линии к нам постоянно подбегают восторженные зрители, которые знают Мануэля. Они все хотят пожелать удачи ему и Herbie, просят автограф или просто фотографируют гонщика и его «железного коня». Мануэль – профи высшего класса. Улыбаясь, он продолжает играть педалью акселератора. Но едва гонщик и Herbie притираются друг к другу, как уже на первом спецучастке нас постигает неудача. На «отвесной стене» в Меране, на крутом склоне длиной более 200 метров мы отстаем от заданного времени более чем на четыре секунды. Лучшие гоночные команды редко допускают отклонение более одной секунды по итогам ежедневных заездов.
Еще полдня уходит на синхронизацию стенограммы с реальными условиями, настройку обогрева, открытие люка, а также установку подъемных и откидных стекол таким образом, чтобы создать надлежащий микроклимат в салоне. «Черт...», – вырывается у Мануэля, когда мы в очередной раз сбиваемся с курса. А впереди еще более 500 километров пути и различных спецучастков. Но с каждым метром дистанции взаимодействие команды и автомобиля становится все более слаженным. Настроение поднимается. Теперь действия экипажа уверенные. Все идет как по маслу: краткие команды («на следующем круге выезд на 9 часов!»), элегантные маневры, воспоминания об эпохе «жуков» и особенностях тюнинга тех времен. «В свой автомобиль на базе шасси "жука" я потом установил двигатель от микроавтобуса Bulli, – рассказывает Мануэль, – поскольку у него небольшая высота и смещенный центр тяжести».

Добро пожаловать в Карловы Вары. В контрольной точке получаем информацию о курорте и отметку в контрольной карте.

Мы сворачиваем с трассы на знаменитое гоночное кольцо Саксенринг, и Мануэля уже не удержать. Время прохождения круга на гоночной трассе он рассчитывает, как настоящий бортовой компьютер. Вечером в Цвиккау мы обсуждаем «оптимизированный подход» на второй день гонок – с этого момента я буду записывать спецучастки на белом листе бумаги, на сложных спецучастках я должен держать стенограмму в поле зрения Мануэля. Например: 200 метров за 17, 100 за 15 и 250 за 19 секунд. Затем мы вместе изучаем маршрут. Ведь дальше гонка пройдет по территории Чехии, и мы должны ориентироваться в названиях населенных пунктов, о которых мы раньше никогда не слышали.
Утром в пятницу с огромным стремлением к победе мы выходим на старт. «Сегодня звук у нашего Herbie особенно приятный», – шутит Мануэль. Второй этап ралли, в том числе и спецучастки, не отличаются простотой. Мы поднимаемся на высоту почти 1400 метров – а Herbie все едет, и едет, и едет…

День третий, после коллапса Herbie. В Бургшайдунгене проходит свадебная церемония. И ралли Sachsen Classic 2014.

На волне симпатий, амбиций и стремления к победе мы мчимся среди идиллических ландшафтов через живописные города, такие как Карловы Вары. Пока мы вернулись в Цвиккау, то с удовольствием испытали все четыре передачи и даже однажды развили максимальную скорость в 120 км/ч. Мануэль рассказывает о скоростях на тренировках гонщиков, более чем в три раза превышающих максимальную скорость Herbie, о немыслимых 410 км/ч во время тренировочного заезда в Ле-Мане в 1988 году. Но наш «жук» во всем нас устраивает. На доске с результатами мы находим этому подтверждение. 147-е место из 180, хотя днем ранее мы занимали лишь 165-ю позицию. Мы на пути к успеху. «А завтра, – говорит Мануэль, – мы поборемся за место в первой полусотне».

Контроль времени: Мануэль, я и наш Golf Rallye достигли пункта назначения в 15.32. Дело сделано!

Суббота начинается хорошо. День не особо теплый, но солнечный, Herbie в отличной форме и прекрасном расположении духа. Но уже после первого спецучастка Мануэль подает сигнал S.O.S. У машины проблемы с рулевым управлением. Люфт рулевого колеса достигает уже полоборота. Мануэль раздумывает: «Мы могли бы ехать со скоростью ниже 50 км/ч, но весь этап мы так проехать не сможем». Для Herbie гонка закончена. Целый час мы вместе с техниками Volkswagen Classic сидим молча, пытаясь смириться с потерей нашего маленького неудержимого товарища.
Путешествие во времени, часть вторая. Прыжок через три десятилетия. T5 Transporter везет нас в Бургшайдунген, где мы сможем присоединиться к последним этапам ралли – теперь уже на другой машине, Golf II 1990 года выпуска с G-образным нагнетателем. Это чрезвычайно раритетная серия, от нее осталось всего несколько экземпляров с двигателем 210 л. с. Стандартная модель G 60 Rallye выпускалась с двигателем мощностью 160 л. с. Поворот ключа – и раздается рев двигателя. Вместо оппозитника у него под капотом четырехцилиндровый двигатель объемом 1,8 литра с G-образным нагнетателем. От радости Мануэль вскакивает с сиденья. «В то время я хотел купить такой Rallye Golf красного цвета, но мне достался белый Corrado, – восклицает он. – Мощность автомобиля не заменить ничем, разве что еще более высокой мощностью!»

Herbie вышел из строя. Рулевой механизм старого «жука» приказал долго жить.
Первый контроль времени после замены «жука» на Golf Rallye в Бургшайдунгене.
Новый старт: после схода Herbie с дистанции мы едем дальше на Golf II Rallye.

В субботу мы не поднимаемся пьедестал. Herbie исключен из зачета, но Golf все же занимает 131-е место. Победителями становятся Вольфганг Штраке и Фабиан Мор на автомобиле Mercedes 123 1980 года, Кристиан Швамбергер и Себастиян Зингер на автомобиле Beetle 1303 Cabrio 1979 года выпуска заняли второе место.
Солнце заливает светом площадь Аугустусплац в Лейпциге во время большого финала в присутствии тысяч зрителей. Устало подъезжаем мы к нашему месту, слышим объявления и аплодисменты. Три долгих дня, полные напряжения и впечатлений, неудач и счастливых моментов. Жаль, что Herbie не смог финишировать. Он достоин места на подиуме. Ведь это машина с характером.

Жаль, что Herbie не смог финишировать. Он достоин места на подиуме.

Golf Rallye на финише: аплодисменты, вспышки фотоаппаратов и пиво для участников соревнований. Спасибо, саксонцы!