Volkswagen Цифровой журнал

МЫСЛИТЬ ШИРЕ

в царстве будущего.

Сегодня Китай считается важнейшим автомобильным рынком – и супердержавой завтрашнего дня. Как представляют себе его граждане жизнь в 2030 году? Об этом расскажет передвижная выставка «Science Tunnel 3.0» в Пекине.

Текст Xifan Yang
Фото David Høgsholt

Как будут жить люди в 2030 году?

Вот как представляет себе будущее одиннадцатилетний школьник Ван Хан: «Автомобили будут ездить со скоростью 1 000 километров в час, – рассказывает он с горящими глазами. – Люди в Пекине будут перемещаться по скоростным внутригородским магистралям, которые будут построены как гоночные трассы в центре города».


Теплый полдень в Пекин-сити. Перед входом в Китайский музей науки и техники переполненный транспорт с черепашьей скоростью движется в пробках двадцатимиллионного мегаполиса. Хан с матерью пришел на открытие выставки «Science Tunnel 3.0», мультимедийного шоу, организованного германским Обществом Макса Планка (MPG) при поддержке концерна Volkswagen. С изумлением пятиклассник рассматривает «People’s Car», прототип автомобиля будущего, разработанный студентами из разных уголков Китая совместно с дизайнерами Volkswagen. Этот изящный и экологически безопасный семиместный автомобиль, который выглядит как футуристический внедорожник, полностью ориентирован на потребности типичной для Китая небольшой семьи: здесь с комфортом могут разместиться мать, отец, ребенок, а также родители матери и отца. Электромобиль приводится в движение четырьмя мотор-колесами. Во время езды солнечные элементы на крыше генерируют дополнительную электроэнергию для аккумуляторной батареи.

Прототип «People’s Car» – один из экспонатов Volkswagen на этой выставке.
Пятилетняя Мей Ю в восторге от модели будущего марсолета.

 Технологии 2030 года: этой теме посвящена международная передвижная выставка общей площадью в 1 200 квадратных метров. Результаты новейших исследований немецких и китайских ученых представлены здесь на широкоформатных дисплеях с многоточечным сенсорным управлением, с использованием видеоматериалов и интерактивной компьютерной симуляции. Ученые пытаются найти ответы на важные и насущные вопросы: Откуда в будущем мы будем получать энергию, если ресурсов становится все меньше? Как прокормить свыше девяти миллиардов населения планеты? Хватит ли на Земле места для всех? Откуда мы будем получать чистую питьевую воду? Чем будут лечить болезни в будущем?

Выставка «Science Tunnel» уже 14 лет путешествует по миру. С ее экспозицией ознакомились миллионы людей на четырех континентах, от Лимы до Мехико, от Сингапура до Йоханнесбурга. Для Пекина, одного из самых динамичных мегаполисов планеты, вопросы, которыми задаются исследователи Общества Макса Планка, особо актуальны: столица Китая растет настолько быстрыми темпами, что городские власти уже давно не могут обеспечить выполнение экологических требований. Почти каждый день над центром города висит смог, здесь не видно голубого неба. Уже сегодня город не справляется с потоком переселенцев – ежегодно сюда приезжает свыше 700 000 рабочих, крестьян и студентов. Аналогичная ситуация складывается в большинстве других городов-миллионников, которых в Китае более 160.

«У нас гигантская страна с населением 1,4 миллиарда человек. Многие глобальные проблемы будущего – рост населения, экология, энергоснабжение – для нас актуальны в особой степени», – объясняет д-р Жу Дежин, генеральный директор Китайской академии наук (CAS). 40 лет академия сотрудничает с Обществом Макса Планка в сфере фундаментальных исследований. На выставке исследователи из двух стран пытаются продемонстрировать возможные решения. Так, ученым из Общества Макса Планка в Геттингене удалось с помощью компьютерных онлайн-игр спрогнозировать путь распространения эпидемий. Ученые из Грайфсвальда работают над новой формой получения энергии путем технического воспроизводства процесса термоядерного синтеза, происходящего на Солнце. Химики из Майнца разрабатывают наночастицы, с помощью которых может осуществляться транспортировка медицинских медиаторов к пораженным болезнью органам и тканям. В области нанотехнологии новые достижения демонстрируют и китайские исследователи: специалисты Китайской академии наук создали пузырчатые наномолекулы, способные фильтровать питьевую воду и выводить из нее мышьяк и другие вредные вещества. Другие наночастицы предназначены для того, чтобы получать энергию из природных газов, например, метана.

 Профессор Мартин Штратманн, президент Общества Макса Планка, впервые посетил Китай в 2001 году. В то время китайские ученые еще лишь учились всему у своих немецких коллег, вспоминает он. «За прошедшее время Китай вошел в число ведущих научных держав, причем наука здесь развивается чрезвычайно стремительно, – говорит Штратманн. – Китайские исследователи совершили резкий скачок к мировому лидерству». Новые открытия китайских ученых в области урбанизации и экологической безопасности имеют большое значение не только для самой населенной страны мира, но и для всех развивающихся стран. Кроме того, экономисты многих государств все чаще обращают взор к Китаю, которому в будущем прогнозируют роль сверхдержавы. Уже сегодня это ключевой рынок для многих отраслей экономики. Концерн Volkswagen в 2013 году поставил в Китай почти 3,3 миллиона автомобилей, это треть мирового объема сбыта. В первом квартале 2014 года поставки автомобилей марки Volkswagen в «Поднебесную» (включая Гонконг) выросли на 17,5 %.

 

Интересный факт: вопреки всем нынешним проблемам большинство китайцев с оптимизмом смотрят в будущее. Как показало исследование американского экспертно-аналитического центра Pew Global, 83 % всех опрошенных китайцев оценивают будущее позитивно. Для сравнения, в Германии, на родине автомобилей Volkswagen, такого мнения придерживаются только три четверти жителей, а в среднем по миру – всего 27 %. «Китайцы возлагают определенные ожидания на будущее. Многие люди на своем жизненном опыте ощутили изменения к лучшему», – объясняет профессор Штратманн.

Башня Jin Mao Tower высотой 420 метров в Шанхае символизирует стремительные перемены в Китае.
Мартин Штратманн (справа), президент Общества Макса Планка, на открытии выставки в Пекине.

«Моя дочь слишком редко видит голубое небо над головой.»

Жанг Квиан, 40 лет

Например, 40-летняя Жанг Квиан, домохозяйка, мать пятилетней девочки. Жанг выросла в Шэньяне, на самом севере Китая, у них дома не было ни холодильника, ни телевизора, мясо семья могла позволить себе раз в месяц. В 20 лет она переехала в Пекин, сегодня с мужем и ребенком живет в собственной комфортабельной квартире, а совсем недавно семья приобрела новый автомобиль. «В экономическом плане у меня нет проблем», – говорит Жанг, осматривая вместе с дочерью Мей Ю экспозицию выставки «Science Tunnel». Тем не менее, в Китае многое еще предстоит улучшить, в частности, систему здравоохранения и образования. О своем детстве она вспоминает с легкой ностальгией: «Раньше овощи казались вкуснее», – рассказывает Жанг. – А моя дочь слишком редко видит голубое небо над головой».

«Если ученым удастся разгадать тайну человеческого мозга, то наш мир ждут революционные преобразования.»

Ванг Ликсин, 47-летний инженер ИТ

Ванг Ликсин, 47-летний инженер ИТ, четко убежден в неотвратимости прогресса. «Если ученым удастся разгадать тайну человеческого мозга, то наш мир ждут революционные преобразования», – утверждает он. По его представлениям мир в 2030 году будет выглядеть следующим образом: искусственный интеллект придет на смену человеку во всех сферах жизни, роботы займут место секретарей, санитаров и поваров.

Компьютеры будут сами проводить исследования, причем во много раз эффективнее людей. «Отпадет надобность в политике "одна семья – один ребенок", население в долгосрочной перспективе будет сокращаться. В наших городах станет меньше жителей, и это принесет только пользу. Как только все люди пересядут на электромобили, в городах вновь появится больше деревьев и зеленых насаждений», – считает Жао Йиксанг, 20-летний студент Пекинского технического университета.

«Как только все люди пересядут на электромобили, в городах вновь появится больше деревьев и зеленых насаждений.»

Жао Йиксанг (на фото справа), 20 лет

«не бойтесь, автомобиль не исчезнет.»

Вольфганг Мюллер-Питралла занимается перспективными исследованиями в концерне Volkswagen, он рассказывает об основных тенденциях развития до 2030 года.

Просмотреть видео

На тему мобильности и средств передвижения футурологи концерна Volkswagen представили в Пекине концепцию «MicroCity» в форме совершенной компьютерной анимации: автомобили аэродинамической, подобной гоночной, конструкции легко и бесшумно проносятся по магистралям высотного мегаполиса. Бортовой компьютер ведет водителя к свободному месту на парковке. Покупки в магазинах совершают роботы, которые отправляются в супермаркет и загружают продукты в багажник автомобиля, пока человек проводит время в кино или в офисе.

 

Такие автомобили одиннадцатилетний Ван Хан хотел бы проектировать сам, когда вырастет. Инженер автомобильной промышленности – профессия его мечты. Пятиклассник верит, что в 2030 году жизнь людей будет комфортной. «Как только ты подойдешь к двери, она сама откроется. А если проголодаешься, робот принесет поесть. Но самое главное: у каждого появится больше времени на книги и любимые занятия. Тогда нужно будет хорошо следить за своим весом, чтобы не растолстеть».

«Как только ты подойдешь к двери, она сама откроется. А если проголодаешься, робот принесет поесть.»

Ван Хан, 11 лет

«20-летние в своей жизни видели только прогресс.»

Каким китайцы видят будущее? Что означает для них мобильность? Пять вопросов к Свену Патушке, руководителю отделения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок завода Volkswagen Китае.

Господин Патушка, роль Китая в мире становится все более значимой. По Вашему опыту, китайцы смотрят в будущее иначе, чем, например, европейцы или американцы?

 

Китайцам присущ более уверенный взгляд в будущее. Прежде всего, молодое поколение 20-летних в своей жизни видело исключительно стремительный прогресс и улучшение уровня жизни. Миллионы жителей переселяются в города, крестьяне становятся рабочими, дети рабочих – студентами. Сегодня китайцы могут свободно выбирать профессию и легче путешествовать по миру. В отличие от запада, где уже достигнут высокий уровень жизни и рынки предельно насыщены, китайцы понимают, что их экономика и общество имеют большой потенциал для развития.

 

А какие технологии будущего особенно привлекательны для граждан Китая?

 

Популярный тренд – мобильные технологии. Многие китайцы ежедневно проделывают долгий путь до места работы. Чтобы увидеться с семьей, они зачастую вынуждены преодолевать сотни, а иногда и тысячи километров. Поэтому большим успехом пользуются приложения для смартфонов, позволяющие общаться и получать необходимую информацию. Помимо этого китайцы все больше интересуются экологически безопасными бытовыми технологиями, например, энергоэффективными климатическими и отопительными системами. В сфере транспортных средств на электрической тяге китайцы уже сегодня являются лидерами: электроскутеры – привычная картина на улицах больших городов.

 

Перед Китаем стоит много задач. Что, по Вашему мнению, более всего беспокоит жителей этой страны?

 

Для многих китайцев тема номер один – загрязнение окружающей среды. Правительство прилагает значительные усилия для поиска соответствующих решений. По мере роста уровня жизни возрастают и требования к индивидууму, как в профессиональной, так и в личной сфере.

 

Долгое время автомобили играли в Китае второстепенную роль, лишь в последние десятилетия наблюдается стремительный рост продаж. Что значит для концерна Volkswagen иное мировоззрение китайцев?

 

Разумеется, наши потребители ожидают, что при конструировании автомобилей мы будет учитывать их специфические потребности. Они ждут от нас индивидуальных решений. Эти запросы мы учитываем более 30 лет, поэтому наша марка высоко ценится в Китае. За последние три десятилетия мы реализовали здесь 20 миллионов автомобилей. Из всех автопроизводителей мы представляем в Китае самый широкий ассортимент продукции: на каждое пожелание клиента у нас имеется надлежащий ответ. Этому принципу мы будем следовать и впредь. Наша цель – увеличение производства в данном регионе и разработка автомобилей, удовлетворяющих требования китайских потребителей.

«В сфере транспортных средств на электрической тяге китайцы уже сегодня являются лидерами.»

Свен Патушка

 

Что наиболее ценно для китайцев?

 

Многие китайцы впервые покупают автомобиль. Но с другой стороны, в Китае есть масса потребителей, которые уже имеют многолетний опыт эксплуатации различных марок и моделей автомобилей. Данная целевая группа имеет растущие дифференцированные и индивидуальные потребности. Молодые китайцы обращают внимание на необычный экстерьер, яркие цвета, позволяющие выразить индивидуальность владельца машины. Очень популярны внедорожники, как наш Touareg. В Китае крайне высокий приоритет имеет семья, поэтому здесь популярны автомобили с большим салоном и багажником. В автомобиле перевозится много людей и багажа – не случайно «семейные автомобили» в кузове седан пользуются на здешнем рынке большим спросом. Наиболее ходовые модели Volkswagen: Lavida, Sagitar (Jetta) и Bora. В будущем мобильные технологии будут играть все более значимую роль – например, для воспроизведения музыки со смартфона в акустической системе автомобиля или использования приложения мобильного телефона для навигации в автомобиле.