Volkswagen Цифровой журнал

МЫСЛИТЬ ШИРЕ

тройка новаторов.

Стартап-компания из Дрездена, разрабатывающая гибридный электропривод для инвалидных колясок, завоевала приз зрительских симпатий в конкурсе бизнес-идей Gründer-Garage. Знакомство с изобретателями.

Текст Нина Фишер-Кизе
Фото Гидо Кастаньоли

Собственно, идея проекта manelec возникла у Кристиана Хайнца еще 20 лет тому назад. В то время он, ученик четвертого класса, в своем родном баварском городке любил шастать по свалке, исследуя выброшенный хлам в поисках интересных предметов. Однажды среди старых радиоприемников и поломанных стиральных машин он обнаружил отслужившую свой срок инвалидную коляску. С огромными усилиями, по ухабистой дороге, волочил он свою громоздкую находку домой, а затем заявил отцу, что на эту коляску срочно нужно установить двигатель.

Gründer-Garage.

Конкурс бизнес-идей нацелен на людей с предпринимательской жилкой, в нем могут участвовать инновационные проекты из различных сфер. Участники конкурса вместе учатся развивать первичные идеи в уникальные новаторские проекты. Финалистов ждут призы общей стоимостью более 100 000 евро. В 2014 году первое место было присуждено проекту по консультационной поддержке людей пенсионного возраста HiRus - Helden im Ruhestand, а разработчикам проекта manelec достался приз зрительских симпатий. В число партнеров конкурса Gründer-Garage, основанного компанией Google и фондом Entrepreneurship, наряду с компаниями Allianz, 3M, Investitionsbank Berlin и др., входит также концерн Volkswagen.

 

А теперь перенесемся в осень 2014 года: молодой человек тридцати лет, в белой рубашке, со стильной трехдневной щетиной, стоит на трибуне, на груди у него табличка, на которой указаны его имя, фамилия и название стартапа, а в руке – несколько чеков, которые он вместе со своей командой только что получил в качестве приза за победу в конкурсе. Кристиан Хайнц и его коллеги Себастиан Пренгель и Янина Мюнх заняли 7-е место среди 839 команд и выиграли приз зрительских симпатий в конкурсе оригинальных бизнес-идей Gründer-Garage в Берлине. За какую идею? Гибридный электропривод для инвалидной коляски. «Мы сделали это», – напишет дипломированный инженер вечером в Facebook. Кристиан Хайнц считает гениальным поясняющий видеоролик, который привел трех изобретателей к призу зрительских симпатий. Этот ролик следует как можно быстрее разместить на веб-сайте, чтобы привлечь инвесторов и потенциальных партнеров.

 

Год назад трое учредителей стартапа начали распространять свою идею среди профессоров, спонсоров и инвесторов.

 

«Это очень мотивирует, когда видишь, что в твоем продукте есть необходимость».

Кристиан Хайнц

Первый год молодые предприниматели финансируют свои исследования из выделенной им стипендии Министерства экономики ФРГ. Толчком к тому, чтобы собрать команду для реализации проекта manelec, послужила дипломная работа Кристиана Хайнца в Дрезденском техническом университете. Как-то один друг, перемещавшийся на инвалидной коляске, пожаловался на слишком неудобный, громоздкий привод. Требовалось найти решение – и Кристиан Хайнц занялся исследованиями. Его целью было разработать на основе технологии электровелосипеда механизм, способный поддерживать мускульное усилие человека при каждом движении руки. Куратором дипломного проекта по электрической части был Себастиан Пренгель, который так увлекся потенциалом этого изобретения, что стал участником стартапа и теперь занимается созданием электронной системы управления.

Для разработчиков этот проект имеет и некую эмоциональную составляющую. «Я очень счастлив, что люди с ограниченными возможностями смогут легче справляться с трудностями. Это очень мотивирует, когда видишь, что в твоем продукте есть необходимость», – объясняет Кристиан Хайнц. На выставке медицинской техники он как дипломант провел опрос более 50 человек в инвалидных колясках. В результате более половины опрошенных проявили большой интерес к инновационному механизму. Одни отвечали, что это отличная идея, ведь не каждый может себе позволить кресло с традиционным электромотором. А другие отмечали, что чем меньше будет вес коляски, тем лучше. Принимая во внимание тот факт, что в стране насчитывается порядка полмиллиона «активных колясочников», перемещающихся за счет собственной мускульной силы, то данное изобретение имеет значительный рыночный потенциал. Высокая заинтересованность людей с ограниченными возможностями послужила импульсом к созданию предприятия.

Команда работает над прототипом на базе Дрезденского технического университета.
Ступица – ключевой элемент мотор-колеса.
Эта плата отвечает за всю систему электронного управления.
Привод поддерживает каждое мускульное усилие человека.

Как только Хайнц и Пренгель решили создать стартап, им понадобилась организационная поддержка. Себастиан Пренгель обратился к лучшей подруге своей жены, Янине Мюнх: «Янина – талантливый организатор, ее энергия движет наш проект».

В то время как Кристиан Хайнц и Себастиан Пренгель работают над прототипом, который должен быть готов в ближайшие месяцы, молодая экономистка, уроженка Лейпцига Янина Мюнх занимается стратегией компании. «Мы ведем переговоры с больничными кассами и производителями инвалидных колясок. Мы хотим пробудить у них интерес к нашему продукту, договариваемся с потенциальными партнерами и ищем инвесторов», – говорит Янина. Для нового продукта требовалось название, и оно было найдено очень быстро: «manelec» – от латинского слова «manus» (рука) и «электричество».

Янина Мюнх привыкла все решать быстро, она не любит ходить кругом да около. Несколько лет назад, засомневавшись в актуальности профессии экономиста, она, недолго думая, нашла для себя интересную альтернативу – полгода работала в еврейском хосписе в Иерусалиме. «Всем нам дано лишь ограниченное время, – объясняет Янина, – и я хочу его использовать, пока у меня есть такая возможность». Энергия и напористость чувствуются в ее движениях и словах. Рассказывая о стартапе, она подчеркивает, что все трое учредителей работают как единая команда: «Мы тесно взаимодействуем друг с другом, но каждый выполняет свою задачу. Я отвечаю за цифры и экономические показатели, Себастиан занимается электроникой, а Кристиан – механической частью». При этом все трое – равноправные компаньоны.

«Мы ведем переговоры с больничными кассами и производителями инвалидных колясок. Мы хотим пробудить у них интерес, ищем инвесторов».

Янина Мюнх

В деловом костюме с голубой блузкой и твидовым жакетом Янина Мюнх встречает посетителей у входа в кирпичное здание на территории Дрезденского технического университета. Через вход для инвалидов с тыльной стороны здания уверенным шагом она ведет за собой. На неровной дорожке, местами без бетонного покрытия, по ходу объясняет, как новый привод может облегчить жизнь. «Многие безбарьерные входы на самом деле не так просто преодолеть, каждый камешек на грунтовом покрытии означает дополнительное сопротивление и более высокие затраты энергии. Человеку на коляске приходится преодолевать более длинное расстояние, в том числе по неровному покрытию». Электрический привод manelec призван облегчить жизнь людям, передвигающимся на инвалидных колясках.

Более точно принцип действия привода объясняют инженеры, которые в офисе пишут программы, совершенствуют микросхемы и проводят тесты, чтобы новый прототип как можно скорее появился на улицах. Лаборатория стартапа расположена в укромном месте, на верхнем этаже во фронтоне здания, подобно мастерской Q, шефа исследовательской лаборатории британской разведки в фильме про Джеймса Бонда. На столе – ноутбук и паяльники, Кристиан Хайнц и Себастиан Пренгель вместе с первым нанятым ими сотрудником Фридманном Лечем обсуждают дальнейшие шаги.

Себастиан Пренгель расслаблен, рукава рубашки закатаны, он – самый опытный в команде. Талант исследователя в нем проснулся с ранних лет: еще подростком в Потсдаме он модернизировал мопеды производства ГДР, в рамках инициативы «Юные исследователи» создал микроконтроллер с радиоуправлением, будучи учеником, программировал систему архивации документов для O2. С Даниэлем Дюзентрибом у этого высокого мужчины с черной шевелюрой только одна схожая черта: круглая оправа очков, за которой скрывается пытливый взгляд, подтверждающий его острый ум.

«На автомобилях мы испытали алгоритмы, которые можно перенести на инвалидные коляски». 

Себастиан Пренгель

Себастиан Пренгель руками приподнимает колесо инвалидной коляски. У конкурентов вес подобного колеса может достигать 12 килограмм, а конструкция manelec позволяет значительно сократить вес. Человеку с ограниченными возможностями проще погрузить такую коляску в автомобиль, что обеспечивает ему более высокую мобильность. Одновременно необходимо увеличить радиус. Без подзарядки инвалидная коляска с приводом manelec может проехать до 20 километров. Пренгель изучал информационную системотехнику, после учебы остался преподавать в университете. В отделении техники полимеров и легких конструкций он руководит группой исследователей и очень увлечен своим делом: «В институте мы делаем действительно крутые вещи. В рамках двух проектов мы испытывали алгоритмы для производства автомобилей, которые успешно можно перенести на конструкцию инвалидных колясок».

Это ноу-хау в сочетании с инновационным расположением датчиков на колесе и программой, позволяющей системе прогнозировать намерения пользователя коляски – вот в чем секрет конструкции manelec. Более подробную информацию инженеры не выдают, ведь сначала они должны оформить патент на прототип.

Трое учредителей стартапа имеют четкий план на предстоящий год. После подачи заявки на патент прототип должен пройти испытания TÜV, чтобы получить допуск к участию в дорожном движении. Получение патента и сертификация стоят денег. Один бизнес-ангел уже проявил интерес, однако разработчики не могут афишировать детали. Имея готовый бизнес-план, Янина Мюнх и Кристиан Хайнц занимаются поиском стартового капитала.

Это окупаемая инвестиция, ведь когда разработка привода будет завершена, команда manelec предложит свое изделие по цене ниже конкурентов. Стоимость существующих приводов составляет несколько тысяч евро – manelec сможет выпускать более дешевые, уверены разработчики. У тройки молодых новаторов нет сомнения в успехе их предприятия. «А если вдруг до конца следующего года мы не сможем достичь ощутимого успеха, – говорит Себастиан Пренгель, – то скажем себе: мир еще не созрел для этого».