Volkswagen Цифровой журнал

МЫСЛИТЬ ШИРЕ

настоящая корова.

На форум One Young World в Дублине съезжаются молодые люди со всех уголков земного шара, чтобы обсудить будущее и вырваться за рамки конвенционального мышления. Впечатления участника.

Текст Тин Фишер
Фото Оливье Хесс

«Ты нам непременно нужен!» – говорит мне ведущая семинара, пока я вношу в список адрес своей электронной почты. Они хотят со мной связаться по поводу участия в форуме Innovation Challenge в Бостоне. Я вовсе не изобретатель, но, кто знает, может быть, скоро и я внесу значительный вклад в безопасность движения завтрашнего дня? Причем только благодаря коровам с передатчиками. Но не будем забегать вперед.

Форум One Young World ежегодно собирает молодых людей из всех стран мира для обсуждения будущего планеты. Первый форум прошел четыре года назад в Лондоне. В этот раз он проводится в Дублине, в импозантном конференц-центре на берегу Лиффи. В прошлом году форум проходил в Йоханнесбурге, а в следующем году его примет Бангкок. Четыре дня Кофи Аннан, Боб Гельдоф и другие известные люди выступают с докладами об изменении климата, правах человека, социальной справедливости и ответственности предпринимателей. В перерывах между докладами свои проекты представляют молодые политактивисты, социальные предприниматели и сотрудники предприятий-участников.

 

«Может быть, именно ты – будущий лидер?» – спрашивает на церемонии открытия Мэри Робинсон, бывший ирландский президент, а сегодня специальный посланник ООН по проблемам изменения климата.
Развеваются государственные флаги, звучит ирландская музыка и гимн «I used to rule the world» в исполнении «Колдплэйз». Это она мне? Это я стану одним из лидеров мира завтрашнего дня? Не знаю. Но мы должны вырываться за рамки конвенционального мышления, и тогда, кто знает, какие идеи могут прийти нам в голову.

Автор Тин в момент озарения. Здесь прозвучало немало хороших идей.
Мэри Робинсон апеллирует к идеалам молодых людей.

«Будущий лидер – это ты?»

Мэри Робинсон, специальный посланник ООН по проблемам изменения климата

Я беседую с одной молодой женщиной из Уругвая о... ну, конечно же, о коровах. По Виктории Алонсоперес и не скажешь, что она работает в сельском хозяйстве. На ней черный пиджак, туфли на шпильках с тигровым рисунком, губы накрашены ярко-красной помадой. Она изучала электро- и авиатехнику. На форуме One Young World 26-летнюю участницу представил бывший президент Перу Алехандро Толедо. Он попросил ее не эмигрировать в Силиконовую долину, а сохранить верность своей южно-американской родине.

Впрочем, в этой просьбе нет особой необходимости. «Наши клиенты находятся в Уругвае», – говорит Виктория. Ее стартап намерен выпустить на рынок датчики GPS
для крупного рогатого скота. В отличие от Европы или США, в Южной Америки и Африке скот пасется без присмотра, зачастую на участках площадью в тысячи квадратных километров. Отыскать их не так просто. Еще одна из проблем – кража скота. Цифровое определение местонахождения животных было бы большим подспорьем. Если при этом регистрировать профиль перемещения животных и температуру тела, можно эффективнее предотвращать болезни и эпидемии. «Мы сотрудничаем с одним университетом и сейчас испытываем бизнес-модель применения системы в двух фермерских хозяйствах», – объясняет Виктория, показывая на своем ноутбуке прототипы устройства на шее животных. С данной системой она уже выиграла конкурс молодых изобретателей ITU Telecom World и скоро выпустит ее на рынок. Поступление первой партии из Китая уже ожидается.

Идея Виктории Алонсоперес: чипы GPS для коров.

Эта идея прочно засела в моем подсознании. Я думал о ней и на следующий день, когда участвовал в семинаре Volkswagen, посвященном устойчивому развитию и мобильности в развивающихся странах вроде Индии – так называемых зарождающихся рынках. Volkswagen уже второй раз выступает партнером форума, рассчитывая влить в предприятие как можно больше энергии будущего. «Для нас One Young World – это возможность встретиться с молодыми людьми из неправительственных организаций и политики и выслушать их. Что ожидается от нас как от предприятия?» – говорит Барбара Лампрехт, ответственная за стратегию бренда и маркетинга Volkswagen PKW.

В качестве введения Бернхард Вальтер представляет свой проект, разработанный для участия в конкурсе бизнес-идей для стартапов Gründer-Garage (подробнее об этом конкурсе в нашем репортаже «Тройка новаторов»). «Я жил в Намибии и видел, что люди вынуждены половину своего дохода тратить на такси», – объясняет 29-летний изобретатель. Его идея – превратить обычный велосипед в электрический при помощи простого мотора, работающего от солнечных батарей.

«Это недорого и повысит престиж велосипеда, считающегося в Намибии средством передвижения для бедных», – говорит Бернхард, работающий в коворкинге в Вольфсбурге. В перерыве он дает мне опробовать прототип своего велосипеда, и я мчусь по напоминающему парус мосту Самюэля Бекетта перед конференц-центром. По словам Бернхарда электромотор позволит в два раза увеличить скорость и наполовину сократить затрату сил.

«На солнечной энергии этот велосипед ездит со скоростью мопеда. Это настоящая рыночная ниша в солнечной Намибии».

Бернхард Вальтер, инженер

 

Это обычный велосипед. Бернхард просто заменил обычное переднее колесо мотор-колесом, вставил аккумулятор в держатель для бутылки и установил на багажнике солнечную батарею. «В Германии это не разрешается – электровелосипед должен быть цельнолитым, – говорит Бернхард, – что лишь неоправданно увеличивает цену». Его изобретение экономит затраты, что в Африке имеет решающее значение.

Бернхард поехал в Намибию в рамках практики, организованной Немецким обществом международного сотрудничества. С его точки зрения эта страна могла бы стать меккой для электровелосипедов. «Собственно, для обычных велосипедов в столичном Виндхуке слишком много холмов и слишком жарко. Но зато здесь постоянно светит солнце, и уже появилось несколько неправительственных организаций, распространяющих велосипеды». Правда, свои велосипеды он собирается не дарить, а продавать в рассрочку. «Только так будет обеспечено устойчивое развитие», – полагает Бернхард. Потенциальными покупателями могут стать, в частности, студенты, которым часто приходится преодолевать 20-30 километров в день. В ходе последующего обсуждения выясняется, что дорога к месту работы или учебы и назад достала многих. «Я тоже нередко часами стою в пробках, – рассказывает студентка из Бангладеш, – и даже иногда опаздываю из-за этого на экзамены».

 

И она подумала, что, может быть, было бы разумнее, если такие люди как она могли бы ехать с кем-либо еще, снижая таким образом интенсивность дорожного движения. «Но ведь никогда не знаешь к кому ты сядешь в машину, и по каким районам он поедет», – рассуждает одна из участниц из Индии. Она работает в Google и предлагает организовать поиски водителя с хорошей репутацией через социальные сети.
«Вырваться за рамки конвенционального мышления», – эта фраза вертится у меня в голове. И пока группа обсуждает, можно ли привлечь Twitter для оценки надежности водителя и выбранного им маршрута, я, влекомый ассоциациями, перестаю обращать внимание на поток идей, погружаюсь в мир грез и покидаю дождливый Дублин. Я в Нью-Дели, изнемогаю от жары. На самом деле я там никогда не был, но сейчас я вижу себя сидящим в автомобиле, принадлежащем @CrazyRajiv83, с которым я познакомился на пока еще не разработанной индийской платформе автостопа.

Важнее найти идеи, чем вести ожесточенную полемику.
Замученные дорожным пробками индийцы хотят сделать автостоп безопаснее с помощью Твиттера.
Молодые дарования со всего мира устраивают мозговой штурм. Результаты публикуются в сети и в реале.

 

Тем временем «чокнутый Раджив» не только часто и долго бибикает, но и страстно жмет на газ, несясь по узким улицам огромного города, завывая мотором и включенной на полную мощность индийской музыкой. Обливаясь потом, я отчаянно цепляюсь за сиденье. Я пытаюсь твитнуть, что ездить с @CrazyRajiv83 ни в коем случае нельзя. Но его манера езды создает такие центробежные силы, что мой палец постоянно соскальзывает с клавиатуры смартфона. Визжа шинами, Раджив поворачивает и затем с еще более громким визгом шин резко тормозит. «Что случилось?», – кричу я. Раджив показывает на улицу впереди нас. Посреди нее стоит корова, не выказывая ни малейшего желания сдвинуться с места. Все верно, они ведь здесь священные. Я пристально разглядываю животное. Нет ли на нем сенсора Виктории?
Внезапно я слышу себя отчитывающим Раджива: «Почему бы тебе не носить такой датчик? Тогда бы все и без Твиттера знали, что ты жуткий водитель!» Раджив пожимает плечами и вытаскивает свой мобильный, чтобы поискать путь в объезд коровы. «Раджив же давно носит датчик», – думаю я, испытывая нечто вроде озарения.

 

Когда я очнулся от своих грез, остальные участники семинара уже представили результаты на флипчартах. Одна группа хочет перенести идею микрокредитования на транспортные средства, чтобы вместо отдельно взятого человека страховку автомобиля финансировало множество людей небольшими суммами. Мне это нравится. Другая группа хочет собирать модульные автомобили, которые с возрастом водителя определенным образом растут, постоянно изменяясь. Это мне тоже нравится. Один из участников предлагает на приборную панель установить «падающего Элвиса» – что-то вроде кивающей собачки в форме Элвиса Пресли, чтобы обучающиеся вождению тренировали чувство ускорения и торможения. Эта идея мне тоже нравится, несмотря на то, что у Раджива этот Элвис постоянно лежал бы и вряд ли оказал бы какой-либо педагогический эффект.
Форум продолжается после парочки вечерних заходов в местные пабы и пивоварни. Следует отметить, что на One Young World не ведется полемика по спорным вопросам. Цель этого форума – служить источником вдохновения. Изобретатель микрокредитования и Нобелевский лауреат Мухаммад Юнус мягко как имам ратует за справедливое хозяйствование. Когда одна молодая женщина рассказывает о своем побеге из Северной Кореи и о том, что испытала ее семья, о тюремном заключении отца, изнасиловании матери, пропаганде смертной казни и траве, которой она вынуждена была питаться, пока ее отец сидел в тюрьме, у многих в зале в глазах стояли слезы.

«У меня на родине никто не смеет говорить о том, что он думает и чего он хочет».

Ён Ми Парк, Северная Корея

Затем речь снова заходит о технике. Я участвую в семинаре по безопасности движения, организованном пивоваренным концерном. Мы должны предложить идеи, как сделать вождение более безопасным. Сесть за руль, выпив пива, – по-прежнему глобальная проблема, особенно среди молодежи от 15 до 30 лет. А еще – пользование смартфоном во время вождения. Написание СМС нередко заканчивается аварией. Одна группа предлагает «приложение, отключающее звук смартфона при посадке в машину». Мне это нравится. Однако я опять думаю о Радживе. Ему бы это помогло?
Я вспоминаю коров Виктории. Почему бы с Радживом не попробовать то же, что и с коровами? Я вмешиваюсь в обсуждение и спрашиваю, не могло бы это приложение заодно регистрировать манеру вождения водителя? С какой скоростью он ездит? Какой у него стиль вождения – спокойный или хаотичный? Действительно ли он хороший водитель? Похожие приложения уже существуют. Но, может быть, они вдобавок могли бы распознавать, что Раджив невменяем, выпил лишнего или едет через небезопасные районы? И эту информацию сразу отправлять на индийскую интернет-платформу автостопа?
«Гениально!», – говорит кто-то из участников. На подиуме тоже кивают в знак согласия.
И лед трогается. Все эти дни я сосредоточенно слушал истории о коровах, инфекциях, дороге на работу и обратно и электровелосипедах, переваривая всю эту информацию в глубинах своего подсознания. И вот, наконец, приходит она – смутная идея, начавшаяся с коров и через Индию дошедшая до автомобилистов. Неизвестно, закончится ли она подобно жуткой поездке с Радживом в ближайшем тупике или приведет в славное будущее. Сделает ли она из меня будущего лидера? Даже понятия не имею. Но, на всякий случай, я записался на форум Innovation Challenge.

Форум мыслящих нестандартно

One Young World предлагает молодым людям в возрасте от 18 до 30 лет площадку для обмена идеями и завязывания отношений. Этот глобальный форум был основан в 2009 году английскими предпринимателями Дэвидом Джонсом и Кейт Робертсон. На сегодняшний день это самый представительный после Олимпийских игр форум с более чем 1300 участниками из 190 стран. Volkswagen выступает партнером форума с 2013 года.

 

Обсуждая актуальные проблемы и пути их решения, участники начинают задумываться о будущем. Сотрудники Volkswagen, вернувшись к своим трудовым будням, продолжают действовать как посланники форума One Young World: они находят применение заявленным на форуме идеям в области устойчивого развития, Think Blue и мобильности, а также делятся приобретенным опытом.