Volkswagen Цифровой журнал

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

» я бы охотно
поменялся машиной
с Ожье.
 «

Интервью о прошлом, настоящем и будущем раллийного спорта с Йохи Кляйнтом, выигравшим в 1978 году Чемпионат Германии по ралли-кроссу на автомобиле Golf GTI 1600.

Текст: Йохен Фёрстер
Фото: Volkswagen Motorsport

Жми на газ, при любой погоде, на любой дороге, и неважно, что ждет впереди, – это главная заповедь ралли, и никто не знает ее лучше Клауса-Йоахима Кляйнта по прозвищу Йохи. Уроженец Гамбурга, которому исполнилось 66, был звездой ралли в семидесятые и восьмидесятые годы. В списке достижений его 27-летней гоночной карьеры – титул чемпиона Европы по ралли 1979 года, третье место в ралли Монте-Карло и три старта в ралли на Пайкс-Пик в Колорадо..

Das Auto. Цифровой журнал: Господин Кляйнт, в 1966 году, в возрасте 18 лет, спустя несколько недель после получения водительских прав Вы впервые приняли участие в ралли. Что привлекало Вас тогда в этом спорте?


Кляйнт: Я бы сказал, непредсказуемость. Необходимость ежесекундно быть готовым к любым неожиданностям, подстерегающим тебя за поворотом. Правда, в начале своей карьеры я едва ли об этом задумывался. Можно сказать, что я родился в автомотоспорте. Мой отец интересовался мотоциклами и после войны несколько раз принимал участие в легендарных гонках в городском парке Гамбурга. В шестидесятые его автомастерская в районе Баренфельд стараниями моего старшего брата превратилась в предприятие по подготовке автомобилей к ралли. Эрни любил ралли и сумел заразить своим увлечением меня. К сожалению, его не стало очень рано – в 1989 году он погиб в авиакатастрофе.

В течение нескольких лет Вы со своим братом представляли полупрофессиональную раллийную команду. Среди Ваших первых открытий был никому неизвестный тогда гонщик Вальтер Рёрл. 

 

Когда он попал к нам, ему исполнился 21 год. Очень талантливый гонщик – мы сразу это поняли, он обратил на себя внимание хорошими результатами в ралли Баварии. А годом позже перешел к нам на гонорар 250 марок в год. В 1971 году принял участие в нескольких соревнованиях и завоевал третье место в составе команды Кляйнт на Чемпионате ФРГ по ралли, а в 1972 году перешел в профессиональный спорт. У нас с ним с самого начала сложились хорошие отношения – мы понимали друг друга с полуслова. Никто тогда и подумать не мог, что он станет двукратным чемпионом мира по ралли.

Свою первую большую победу Вы одержали в 1978 году за рулем Golf GTI I, выиграв тогда еще неофициальный Чемпионат ФРГ по ралли-кроссу. В том же году Вы – на дизеле – впервые приняли участие в Ралли Монте-Карло.


На Golf I с дизельным двигателем без наддува мощностью 50 л. с. по снегам и льдам перевала Коль-де-Турини. В этом ралли был впервые введен отдельный зачет для дизелей – нечто неслыханное по тем временам. Мы завершили гонку тринадцатыми, опередив многих именитых гонщиков.

Кубок Эстеринга 1978 На тогда еще неофициальном Чемпионате ФРГ по ралли-кроссу в Букстехуде Йохи Кляйнт одержал первую большую победу для Volkswagen.


С мая 2014 года Volkswagen совместно с Andretti Autosport будет участвовать в Глобальном чемпионате мира по ралли-кроссу в США, где этот вид спорта чрезвычайно популярен уже несколько лет. Что отличает ралли-кросс от обыкновенного ралли?


Ощущение поединка. Машины соревнуются в реальном времени. Зрителям это нравится, потому что им видно, кто лидирует, как гонщики пытаются обогнать друг друга, а иногда дело доходит и до столкновений. Единственная проблема заключается в том, что обогнать крайне сложно, если твоя машина уступает по техническим характеристикам. По сути, в мое время все зависело от того, кто первым вошел в первый поворот.

Что отличает ралли наших дней от соревнований семидесятых?


С точки зрения техники – практически все. Сегодня тон задают высокие технологии, анализ данных, предстартовый инструктаж, развесовка, над этим трудятся целые когорты инженеров. Когда я делал первые шаги в ралли, мы действовали с куда более скромным размахом. Выполнялась незначительная доводка двигателя, немного ужесточалась ходовая часть, но, по сути, мы ездили на заточенном под ралли серийном автомобиле. В те времена еще можно было покопаться в машине своими руками.

Вы никогда не думали стать пилотом Формулы-1?


Серьезно, нет. В 1965 году, еще до моего первого ралли, мы с братом своими силами построили гоночный автомобиль Формулы-V. Когда-то на таких машинах начинал свою карьеру Ники Лауда. Мне этот автомобиль очень нравился, но когда в следующем году я стартовал в ралли, то с легкостью принял решение. По сути, у ралли мало чего общего с кольцевыми гонками. Это еще одна причина, по которой такие гонщики Формулы-1 как Ряйккёнен или Кубица набивают себе шишки на Чемпионате мира по ралли – они просто слишком много рискуют.

Что Вы считаете звездным часом своей карьеры?


Мое участие в трех гонках Пайкс-Пик в Скалистых горах – самых зрелищных в мире гонках по горным дорогам. Гонщикам необходимо преодолеть почти 20 километров с перепадом высот 1439 метров при среднем уклоне 7 процентов. Финиш расположен на высоте 4301 метр над уровнем моря – из-за разреженного воздуха на такой высоте обычные двигатели внутреннего сгорания теряют треть своей мощности. Специально для этих гонок, в которых я участвовал три года подряд, с 1985 по 1987 годы, Volkswagen разработал Twin Golf с двумя двигателями – один с турбонаддувом спереди, второй сзади. На подъеме мощность удваивалась, а в случае отказа одного двигателя можно было продолжать гонку, переключаясь между передним, задним или полным приводом. Невероятная машина – с нуля до 100 она ускорялась за 3,4 секунды. В 1985 году я стал третьим и получил звание «Лучший новичок года». В 1987 году я лидировал на промежуточных финишах, но за два поворота до финиша полетела подвеска переднего колеса. Идея установки двух двигателей была интересной, но, к сожалению, не прижилась на практике..

Какой момент Вам бы не хотелось пережить еще раз?


1981 год в Португалии, я проходил затяжной правый поворот по гравиевой трассе при недостаточной поворачиваемости*, и тут резко упало давление в одной из шин. Я пронесся по склону, пробил стену и перевернулся раз десять. Машину можно было сдавать в металлолом, но мы с напарником остались без единой царапины. Тогда нам здорово повезло.

 

Как бы Вы оценили мастерство чемпиона мира по ралли Себастьена Ожье?


Здесь можно только преклонить голову. Он фантастический гонщик, невероятно одаренный и, прежде всего, демонстрирующий высокую стабильность результатов. Когда раллийный гонщик вылетает в седьмом заезде, победа в предыдущих шести ему мало чем поможет. Ехать нужно на пределе, но в то же время не перегнуть палку. В этом Ожье практически не имеет себе равных.

Вы уже сидели за рулем нового Polo R WRC?


Нет, но я бы охотно поменялся машиной с Ожье. Он сел бы в мой GTI 1600, а я занял бы его место в чемпионском Polo, и мы устроили бы гонку двух поколений – ветеран на современнейшем болиде против чемпиона на олдтаймере. Интересно было бы посмотреть, кто кому даст фору.