Volkswagen Цифровой журнал

МЫСЛИТЬ ШИРЕ

на полном газу к успешной карьере.

В студенческом инженерном конкурсе Formula Student Germany участвуют 115 команд из разных стран. Они соревнуются на созданных ими болидах. Среди участников чемпион прошлого сезона команда Дельфтского технологического университета и новички из университета Бремена. Кто победит?

Текст: Сабрина Кюнц
Фото: Штеффен Ян

Трасса Хокенхаймринг, 2 августа, 18:53. Автокросс.

Напряжение не покидает членов команды Дельфтского технологического университета, сидящих на трибуне. Одни нервно смотрят на часы, другие рассматривают готовые к старту автомобили на гоночной трассе. Времени остается мало. В 19 часов трасса закрывается. Независимо от того, все ли завершили второй этап. Впереди два участника. И еще один. Вот и их автомобиль DUT14 стартует и устремляется на трассу. Все ликуют и переживают за каждую шикану. Только бы не допустить ошибки! Гонщик жмет на всю железку, круто проходит повороты, ускоряется на прямых участках и на полной скорости финиширует. Несколько мгновений, и огромная радость: 76,01 секунды. Лучшее время. Члены команды радостно обнимают друг друга. Только Джет Туйтерт прижимает рацию к уху. В момент, когда коллеги все еще радуются, она осознает, что буквально на последних секундах их самый опасный соперник, команда Швейцарского федерального технологического института из Цюриха, вырывает у них победу.

Момент радости команды Дельфтского университета.

Автокросс – одна из восьми дисциплин международного студенческого конкурса по инженерному конструированию Formula Student Germany. Этот конкурс состоит из двух параллельных состязаний: Formula Student Combustion – с двигателями внутреннего сгорания и Formula Student Electric (FSE) – с электродвигателями. Для каждого из них студенты строят одноместный гоночный автомобиль. Всего за один год – часто параллельно с учебой – члены команд, не жалея себя, работают над реализацией своего замысла. Сколько времени требуется команде, чтобы стать лидером, рассказывает менеджер команды Delft Тим де Море: «Члены команды, занятые полный рабочий день, трудятся до 100 часов в неделю, а те, кто занят не на полную ставку, проводят в мастерской не менее 20 часов. Но в период интенсивной подготовки к стартам их рабочее время также возрастает до 40 - 60 часов в неделю». В заездах Formula Student побеждает не самый быстрый автомобиль, а наиболее оптимальный комплексный проект, охватывающий конструкцию автомобиля, его ходовые качества, финансовый план и аргументацию для покупателя. Участники соревнуются как в презентации бизнес-плана и финансового плана, так и в динамических дисциплинах (тест на ускорение, автокросс, тест на выносливость и экономичность расхода топлива).

­«Это самая впечатляющая неделя в моей жизни.» 

Франк Деблон, основатель команды «Bremergy Racing» (университет Бремена)
Франк Деблон, основатель и руководитель команды «Bremergy Racing».

Честная конкуренция и хорошее настроение сопровождают это соревнование. Повсюду можно увидеть группы родственников, друзей и конкурентов, обменивающихся впечатлениями. Ручная тележка с импровизированным угощением на одноразовой посуде, чтобы молодые инженеры могли подкрепиться, пока они сосредоточенно заняты последними приготовлениями машин к гонке и устранениями недочетов. Во время заездов комментаторы оживленно рассказывают зрителям о командах и их успехах. Каждого участника ждет группа поддержки, после удачного круга встречающая его громом аплодисментов. Ведь все они хорошо знают, какой огромный труд заложен в сконструированном ими болиде.

Дисциплины.

Engineering Design презентация технического решения и концепции на основании конструкторских отчетов.
Cost Analysis презентация всех возникших затрат на основании отчетов.
Business Presentation подтверждение состоятельности предлагаемой бизнес-идеи.
Skid Pad гонки по трассе в форме восьмерки. В зачет идет минимальное время.
Acceleration разгон автомобиля с места. В зачет идет минимальное время.
Автокросс прохождение трассы длиной 1 километр. В зачет идет минимальное время.
Endurance гонка на выносливость на трассе длиной более 22 километров со сменой гонщиков через 11 километров. В зачет идет минимальное время.
Fuel Efficiency/Fuel Economy измерение расхода топлива во время гонки на выносливость.

Команда Дельфтского университета – одна из самых оснащенных команд, фаворит соревнований. Последние три года она побеждала в общем зачете. Чтобы понять уровень этой команды, достаточно взглянуть на рабочую зону возле боксов. Стильный дизайн, профессиональное оснащение, все как в профессиональном демонстрационном зале. По обеим сторонам фотографии, рассказывающие об истории команды, а также логотипы спонсоров. В центре главный персонаж – автомобиль DUT14, стартовый номер E1. Беседа с руководителем и гонщиком команды Тимом де Морэ наполнена духом настоящих гонок. Особенно, когда вскоре после начала нашего разговора коллега угощает его рисовой вафлей в шоколаде. «Обед», – улыбается Тим. В команде у него двойная ответственность. Как он справляется? «Руководить коллективом сложнее, чем быть просто гонщиком», – объясняет Тим. Однако его команда уже имеет определенный опыт, позволяющий защитить титул: в команде 86 человек, десять из них для подготовки к соревнованиям взяли на год академический отпуск и полностью посвятили себя проекту.

Конкуренты из Дельфта и Бремена на пути к гоночной трассе максимально собраны

«Члены команды, занятые полный рабочий день, трудятся над созданием машины в среднем 100 часов в неделю.» 

Тим де Морэ, руководитель и гонщик команды Formula Student Дельфтского университета

Быстрый перекус во время гонки: обед гонщика Тима де Морэ.
Член команды Джет Туйтерт контролирует задний спойлер болида DUT14 перед автокроссом.
Непревзойденный результат демонстриурют покрышки автомобиля команды из Дельфта в дисциплине «Skid Pad».

DUT14

Гоночная команда DUT Racing Team
Дельфтского технологического университета

Команда создана в 2000 году в классе Combustion (с ДВС). После внедрения FSE в 2011 г. выступает на электромобилях.

Рамная конструкция
Составная рама монокока со встроенным фронтальным обвесом из алюминия
Материал
Алюминиевые сендвич-панели сотовой конструкции
Длина / Ширина / Высота (мм)
2856 / 1383 / 1054
Вес болида с гонщиком (68 кг)
110 / 113 кг (передняя ось / задняя ось)
Количество двигателей / место установки
4 / приводы ступиц колес
Макс. мощность / обороты в минуту
30 кВт при 20 000
Блок управления двигателем
4x AMK кВт26-S5
АКБ / емкость
LiCoO2 – графит / 6,3 кВт час
Коробка передач
Одноступенчатая планетарная трансмиссия на колесе

 

Подробная информация:

«Это мой первый год в команде. Я очень рада быть членом команды.» 

Джет Туйтерт, член команды Formula Student Дельфтского университета

Несколько метров далее открывается совершенно иная картина. Здесь работает команда Бременского университета. Их рабочая зона имеет более импровизированный вид, он напоминает любительскую автомастерскую. «Bremergy Racing» впервые участвует в гонках на кольце Хокенхаймринг. Для них главное – не победа, а участие и повышение своего мастерства. «Некоторые команды имеют в своем распоряжении полностью оснащенные мобильные мастерские. Пока что мы им не конкуренты. Однако у нас есть большое желание и воля к победе. Нам здесь многие помогают. И это – самый положительный аспект соревнований Formula Student, а также причина, почему мы в них участвуем. Здесь все делятся своими знаниями и опытом», – объясняет создатель и руководитель команды Франк Деблон.
Компания Volkswagen уже восемь лет поддерживает студентов, участвующих в Formula Student. В этом году помимо команд Дельфтского технологического и Бременского университетов компания поддерживает также команды Рейнско-Вестфальского технического университета Аахена, Кассельского университета, Ганноверского университета им. Лейбница, Брауншвейгского технического университета и Высшей школы прикладных наук «Остфалия» из Вольфсбурга. Таким образом компания Volkswagen дает возможность студентам различных специализаций получать практический опыт в области автомобилестроения. Команды получают не только финансовую поддержку, но также используют опыт и консультационную помощь профессионалов. По мнению Франка Деблона это неоценимое преимущество: «В университете мы получаем хорошие инженерные знания, но у нас нет практического опыта работы с автомобильной техникой. Компания Volkswagen направила к нам куратора, с которым мы регулярно консультируемся и один раз в месяц встречаемся. Он дает нам рекомендации и предоставляет контакты специалистов. С такими инженерными знаниями мы горы можем свернуть».

Последняя проверка болида команды «Bremergy Racing». Теперь счет пойдет на секунды.
С любовью к деталям: член бременской команды изготовил резной руль.

«Поддержка компании Volkswagen – именно то, чего нам не хватало.»

Франк Деблон, создатель команды «Bremergy Racing».

Немного юмора не помешает. Важны не только высокие результаты, но и приятная атмосфера в боксе.
Быстрый взгляд на табло: Как мы проехали трассу? Осталось ли время для второго круга?

BreMo14

«Bremergy Racing» – команда
Бременского университета

Команда создана в августе 2011 года. В соревнованиях Formula Student дебютировала в 2013 году в Италии.

Рамная конструкция
Составная рама монокока со встроенным фронтальным обвесом из алюминия
Материал
Алюминиевые сендвич-панели сотовой конструкции
Длина / Ширина / Высота (мм)
2.856 / 1.383 / 1.054
Вес болида с гонщиком (68 кг)
110 / 113 кг (передняя ось / задняя ось)
Количество двигателей / место установки
4 / приводы ступиц колес
Макс. мощность / обороты в минуту
30 кВт при 20 000
Блок управления двигателем
4x AMK кВт26-S5
АКБ / емкость
LiCoO2 – графит / 6,3 кВт час
Коробка передач
Одноступенчатая планетарная трансмиссия на колесе

 

Подробная информация:

«Если тебе нужен действительно быстрый гоночный автомобиль, то выбирай электропривод.»

Тим де Морэ, руководитель и гонщик команды Formula Student Дельфтского университета

 

Студенты еще во время учебы могут обратить внимание специалистов на себя и свои талантливые разработки. Практический опыт и взаимодействие со специалистами при подготовке дипломных работ открывают хорошие возможности для дальнейшей успешной карьеры. В начале этого года Франк проходил трехмесячную практику в Вольфсбурге: «Только тогда я понял, что я здесь многому научился. По сравнению с остальными практикантами я уже прекрасно знал многие темы, например, особенности работы инженера, контроль времени, контроль затрат, в то время как другие о них даже не слышали. Работа в команде аналогична двухлетней практике, разница лишь в том, что никто тебя не контролирует. Это нужно делать самостоятельно».

Команда из Дельфта также высоко ценит сотрудничество с компанией Volkswagen. Тим де Морэ: «У нас была возможность приехать в Вольфсбург и Ганновер, чтобы осмотреть производство. Теперь все члены команды мечтают работать в компании Volkswagen».

 

 

 

Такое сотрудничество выгодно не только студентам, подчеркивает Мирко Штоффельс из отдела персонал-маркетинга компании Volkswagen, отвечающий за сотрудничество с Formula Student: «Радостно видеть, как работает талантливая молодежь. Мы можем видеть будущих сотрудников нашей компании в действии». В ходе соревнований Мирко Штоффельс охотно общается с участниками и поддерживает их во всем. Он отлично разбирается в гоночном спорте. «Это большое удовольствие – находиться рядом и следить за ходом гонок, видеть, как команды прилагают все усилия, чтобы выступить успешно».

 

В этом году у привыкших к успеху членов голландской команды не все получается, как задумано. Если в Skid Pad они с большим преимуществом опередили соперников, то в автокроссе уступили первое место команде из Цюриха. В испытаниях на выносливость, самой важной гоночной дисциплине, заняли третье место, пропустив вперед команды Цюриха и Штутгарта. Они не добились победы в общем зачете, но это не испортило им настроения. К тому же, их болид получил приз «Audi ultra Award» за наилучшую концепцию облегченной конструкции.

В 2015 году легкая конструкция станет приоритетом номер один и для студентов из Бремена: до следующего сезона они намерены подготовить автомобиль, который будет весить на 50 кг меньше нынешнего. Поэтому после короткой передышки команды вновь отправятся в мастерские, чтобы продолжить работу. Ведь завершив одну гонку, нужно готовиться к следующей.