Volkswagen Цифровой журнал

МЫСЛИТЬ ШИРЕ

звучание
тишины.

Как должен звучать двигатель, работающий бесшумно? И как расположить источник этого звука под капотом? Визит к специалистам,

которые создают «голос» для электромобиля e-Golf.

Текст: Кристиан Бук
Фото: Керим Деликан

Похоже, едет машина. Или нет?

Издалека кажется, что ты слышишь шум мотора, но это какой-то необычный звук. Такое ощущение возникает у всех, кто впервые слышит новый e-Golf. Ты сразу понимаешь, что приближается автомобиль, но вместе с тем ощущаешь, что он чем-то отличается от привычного автомобиля.

«Виновники» этого двойственного чувства – Гордан Маткович и его коллеги из отдела общей разработки автомобилей. Три года тому назад они взялись за решение задачи, которая на первый взгляд может показаться парадоксальной – они решили придать характерное и неповторимое звучание… тишине. Точнее, они начали работать над тем, чтобы практически бесшумный автомобиль – новый e-Golf – приобрел свой «голос». Под капотом у него электродвигатель, который приводит автомобиль в движение, практически не создавая шума. Этот факт сам по себе очень положительный. Однако то, что считают благом экологи и большая часть жителей шумных мегаполисов, для других может стать проблемой. «Электромобили работают настолько тихо, что пешеходы часто не слышат их приближения, – объясняет Маткович. – Это может стать дополнительным фактором риска для участников дорожного движения».“

Гордан Маткович и его коллеги работают над тем, чтобы e-Golf приобрел свой «голос». Проводя различные испытания, они стремятся понять, какой звук должен издавать бесшумный двигатель.

Знакомый всем шум двигателя служит важным ориентиром для некоторых категорий пешеходов, в первую очередь, для тех, у кого проблемы со зрением. Организации, представляющие интересы этих групп населения, уже давно обращают внимание на проблему, связанную с малошумными электромобилями. В США на это уже отреагировали – там с 2017 года электромобили должны оснащаться системой воспроизведения звука двигателя. Вскоре подобные нормы могут быть приняты и в Европейском союзе. Volkswagen обратил внимание на эту проблему и по собственной инициативе стал работать над предупредительной звуковой системой для электромобиля.

Но как должна звучать тишина? Здесь слово за Горданом Матковичем и его коллегами. Совместно с представителями отдела разработок, сбыта и правления Volkswagen они занялись поисками оптимального «голоса» для электрокараe-Golf. Поначалу им казалось, что свобода выбора безгранична – благодаря современной технике автомобилю можно придать практически любое звучание. Теоретически он мог бы воспроизводить звук упряжки лошадей, вертолета или даже циркулярной пилы.

По этому поводу вначале разгорелась жаркая дискуссия. «Вкусы у людей, естественно, разные, и поэтому посыпались самые разнообразные предложения, – вспоминает Маткович. – Одни предлагали классический звук двигателя внутреннего сгорания, другие выступали за звук приближающегося скоростного поезда, третьим хотелось чего-то совсем необычного». Тем не менее, вскоре стало ясно, что e-Golf не может предупреждать о своем приближении мелодией сотового телефона, сигналом грузовика или чем-то еще в этом роде – специалисты сочли все это неподходящими звуковыми сигналами.

«Электромо­били издают так мало шума, что пешеходы часто не слышат их приближения.»

Гордан Маткович, отдел акустики Volkswagen

Размещенная под капотом звуковая система должна быть едва слышна в салоне.

По результатам разнообразных испытаний был достигнут компромисс – e-Golf должен издавать звук, сочетающий в себе шум двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя. «Звук обычного двигателя всем известен, его можно различить даже в условиях сильного шума, – объясняет Маткович. – А электрический компонент позволяет подчеркнуть, что на дороге не обычный автомобиль, а новая технология». Против чисто электрического звука говорит, прежде всего, эффект привычки – человеческий мозг моментально реагирует на знакомый шум двигателя, потому что в нашем сознании он с пеленок отложился как сигнал, предупреждающий об опасности на дороге. «А в будущем, когда мы уже привыкнем к новому для нас звуку электромобиля, вполне возможно будет постепенно увеличивать долю электрического компонента». После принятия этого принципиального решения акустики отправились в студию и записали оба звука. Шум электродвигателя они очистили от неприятного свиста и добавили низких частот. В результате получился насыщенный звук с равномерным распределением частот, напоминающий звук трогающегося с места высокоскоростного поезда. Для записи шума двигателя внутреннего сгорания использовался четырехцилиндровый мотор, из которого звукотехники удалили шумы генератора и ременного привода. «Мы могли бы, конечно, взять за основу шум шестицилиндрового двигателя, – говорит Маткович, – но он бы не подошел к этой машине – ведь e-Golf не должен звучать как Bugatti».

Хотите узнать, как звучит e-Golf? Послушайте прямо сейчас!

Фолькер Вермайер и его коллеги из отдела электронных разработок приложили много усилий для разработки источника звука. Они создали звуковую систему, которая вдыхает жизнь в искусственный звук.
Блок управления напоминает миниатюрную стереосистему: в небольшом алюминиевом корпусе находятся усилитель с выходной мощностью 2х20 ватт, память для звукового файла и компьютер, управляющий воспроизведением. Блок управления будет размещен в секции для радио за дисплеем. Особая гордость разработчиков – динамик. Его рабочее место – плотно заполненное пространство под капотом. «Несмотря на компактный корпус, нам нужно было добиться хорошего качества звука, – говорит Вермайер. – Кроме того, динамик должен быть чрезвычайно устойчивым, ведь он работает в условиях высокой влажности и высокой температуры». Совместно с бельгийской фирмой D+M, специализирующейся на аудиотехнике, они разработали динамик с водоотталкивающей мембраной и магнитом, способным выдержать температуру до 120 градусов. Тщательно подогнанный по размерам корпус из теплостойкой пластмассы оптимально вписывается в небольшое пространство за решеткой радиатора рядом с правой противотуманной фарой и подходит не только к автомобилю e-Golf, но и к другим моделям Volkswagen.

Издаваемый машиной звук зависит, прежде всего, от скорости. Когда машина стоит, никакие звуки не издаются. Когда машина трогается с места, уровень звука системы e-Sounds линейно возрастает, а затем – при скорости от десяти до тридцати километров в час – остается неизменным. При дальнейшем повышении скорости уровень звука начинает постепенно снижаться, а при скорости выше 50 километров в час динамик отключается. Это связано с тем, что на отметке 40 километров в час и выше автомобиль сам издает шум, возникающий от трения шин. Кроме силы звука электроника контролирует также скорость воспроизведения – чем быстрее едет e-Golf, тем сильнее повышается высота звука. И, наконец, важную роль играет педаль газа – когда водитель выжимает полный газ, «голос» двигателя звучит намного сильнее.

Чтобы оптимизировать шумы, возникающие при движении электромобиля e-Golf, специалисты тщательно испытывают его в акустической камере.

Конечно, технически можно было бы пойти намного дальше, например, скачать новые звуки из Интернета и настроить издаваемый машиной шум под ситуацию или настроение. «Но такая задача не стоит на повестке дня, – объясняет Вермайер. – Мы не намерены создавать звуковую постановку – e-Golf должен звучать как e-Golf, а не как Porsche».

«e-Golf должен звучать как e-Golf, а не как Porsche.»

Гордан Маткович, отдел акустики Volkswagen