Volkswagen Цифровой журнал

МЫСЛИТЬ ШИРЕ

Urgent warning.

В рамках инициативы UR:BAN компания Volkswagen вносит свой вклад в безопасное, экономичное и комфортное вождение в городских условиях. Действительно ли современные вспомогательные системы позволяют расслабиться за рулем? Личные впечатления.

Текст Сабрина Кюнц
Фото Георг Роске

Звучит глупо, но когда я под моросящим дождем вступила на территорию Центра авиации и космонавтики в Брауншвейге, у меня немного засосало под ложечкой. Ситуация чем-то напомнила мне экзамен по вождению с той только разницей, что сегодня я уже не подросток, и за рулем меня будут снимать на камеру и анализировать специалисты по дорожному движению. Компания Volkswagen вместе с 30 партнерами участвует в научно-исследовательской инициативе UR:BAN (Urbaner Raum: Benutzergerechte Assistenzsysteme und Netzmanagement, что переводится как «Городское пространство: ориентированные на пользователя системы помощи и управление сетями»). Этот проект, стартовавший в марте 2012 года, рассчитан на четыре года. Его участники занимаются разработкой и внедрением интеллектуальных вспомогательных систем, способных взаимодействовать с водителем. В хитросплетении плотных транспортных потоков большого города они помогут водителю двигаться быстро, безопасно и без стресса. Д-р Юлия Вернеке из центрального исследовательского отдела концерна Volkswagen, которая руководит подпроектом «Человеко-машинный интерфейс (ЧМИ) для городского движения», представит мне сегодня промежуточные результаты.

« Я уже не могу дождаться, когда опытные образцы пойдут в серию ».

Сабрина Кюнц, автор

Стресс и отвлекающие факторы.

Что такое «человеко-машинный интерфейс»? Если коротко, это то, как мой автомобиль взаимодействует со мной, иными словами, взаимодействие компьютера и пользователя. Д-р Юлия Вернеке объясняет: «Городскому движению присуща высокая динамичность, сопряженная со сложными ситуациями, отвлекающими моментами, разнотипными транспортными средствами, коротким временем на принятие решений и огромным количеством участников дорожного движения. Системы помощи водителю в условиях городского трафика должны справляться с обработкой больших объемов информации, фильтровать ее и направлять водителю в форме, не обременяющей и не отвлекающей его». Этим занимается наш подпроект. Его цель – объединить вспомогательные системы в единую систему, способную обеспечить водителю оптимальную поддержку. Основной вопрос: какая информация и в каком объеме необходима водителю на дороге. Д-р Юлия Вернеке убеждена: «Беспорядочная подача всех предупредительных сигналов одновременно не может быть эффективным предупреждением».

«Осторожно, автомобиль в слепой зоне!» Система предупреждает меня и светодиодным индикатором, и через приборную панель. После этого ассистент смены полосы движения помогает совершить обгон.

Исследователи тестируют комбинацию акустических, визуальных и тактильных сигналов, которые должны информировать и предупреждать водителя. На основе этих испытаний они создают своеобразную модульную систему человеко-машинного интерфейса (ЧМИ), которая базируется на таких факторах, как дорожная ситуация, время, требуемое для выполнения определенного действия и первоочередность того или иного действия. Конструктор способен разграничить ситуации, в которых речь идет о комфорте и экономичности, от ситуаций, связанных с безопасностью, и, соответственно, применять различные средства реагирования, от рекомендации до корректировки траектории, предупреждения, вплоть до вмешательства в рулевое управление и остановки транспортного средства. Внешний вид и размещение вспомогательных систем регламентируются четкими правилами, в которых описаны способы вывода (приборная панель, индикатор на лобовом стекле), акустические сигналы (тональные или голосовые), визуальные сигналы (светодиодный индикатор или мигающее светосигнальное устройство) и тактильные сигналы (момент сопротивления повороту, тормозное усилие или аварийное рулевое управление).

«Беспор­ядочная подача всех предупре­дительных сигналов одновре­менно не может быть эффек­тивным предупр­еждением».

Д-р Юлия Вернеке, центральный исследовательский отдел Volkswagen

Модульная система ЧМИ должна обладать тремя качествами – унифицированность, модулярность и расширяемость. Унифицированность – так как в будущем все вспомогательные системы должны быть совместимы между собой и способны работать как единая система. Модулярность – чтобы каждый автомобиль мог оснащаться индивидуальным набором вспомогательных систем. И расширяемость – модульная система должна предполагать возможность дальнейшего расширения и совершенствования, ведь техника не стоит на месте. Чтобы составить личное впечатление от достигнутых результатов, я сажусь в динамический автосимулятор. Это автомобиль на шестиножной платформе (именуемой «гексапод»), который поднимается на высоту примерно двух метров и подвергается хорошей встряске для имитации езды. Внешне это напоминает американские горки, но внутри все выглядит на удивление реалистично. Окружающий пейзаж проецируется на панорамный экран с углом обзора 270 градусов, причем картинка под соответствующим углом отображается на экранах наружных зеркал и зеркала заднего вида, делая иллюзорную езду абсолютно натуралистичной.

И вдруг, откуда ни возьмись, прямо перед моей машиной появляется пешеход. Вспомогательная система тут же включает аварийное торможение. Все отделываются легким испугом.

Сперва я тестирую работу ассистента смены полосы движения. Передо мной едва тащится фургон. Пора его обгонять. Но когда я включаю сигнал поворота, движущийся позади меня автомобиль резко выскакивает на левую полосу и поддает газу. Ассистент сигнализирует мне на приборной панели и желтым светодиодом на левом наружном зеркале, что обгонять небезопасно, и притормаживает. Когда дорога освобождается, система поворотом рулевого колеса помогает мне безопасно обогнать фургон. Что ж, совсем неплохо. Затем я подъезжаю к улице, где припарковано много машин. Проеду ли я тут? Ответ дает ассистент маневрирования в узких проездах. Датчики с охватом 360 градусов измеряют дистанцию, а ассистент уверенно маневрирует по опасному участку. Поначалу такое «самоуправство» руля вызывает опасение. Но уже через несколько минут я замечаю, что мое напряжение спадает, и я спокойно полагаюсь на ловкость вспомогательной системы.

Приборная панель – источник важной информации и предупреждений для водителя.

Безопасно и спокойно.

Мой пульс приходит в норму. В хорошем настроении я петляю по виртуальному городу, в котором мое внимание отвлекается на многочисленных участников движения: то мужчина с огромной собакой, то велосипедист, то группа людей слева. «Не споткнется ли кто-то на улице, чтобы проверить мою бдительность?» – думаю я и вдруг уголком глаза замечаю, как справа что-то попадает в мое поле зрения. Еще не успев сообразить, что произошло, я слышу предупредительный сигнал. Загорается красный индикатор. Я со всей силы жму на тормоз и успеваю остановиться перед каким-то мужчиной. Опомнившись от шока, вижу на приборной панели сообщение, что я могу продолжать движение. Сеанс вождения я заканчиваю с удвоенной бдительностью.


Описанные ситуации демонстрируют логику действия системы ЧМИ модульного типа. Если времени достаточно и ситуация не выходит за рамки штатной, система ограничивается предоставлением информации. Как только я попадаю в критическую ситуацию, в которой моя реакция была бы недостаточно быстрой, система вмешивается и предотвращает аварию. Таким образом я никогда не теряю контроль над машиной, но получаю четкую, целевую поддержку с учетом конкретной ситуации.


Что будет с проектом UR:BAN дальше? Результаты исследований будут проходить испытания в дорожных условиях. Д-р Юлия Вернеке объясняет: «Мы очень довольны тем, как продвигается работа. Скоро вспомогательные системы будут установлены на испытательные автомобили для тестирования в реальных условиях городского движения». К итоговой презентации проектная группа разрабатывает окончательный вариант правил усовершенствования существующих и разработки будущих концепций системы ЧМИ. Я уже не могу дождаться, когда увижу какую-то из этих вспомогательных систем в серийном автомобиле.

Volkswagen и UR:BAN.

Программа UR:BAN действует 2012 года. Ее цель – разработка инновационных вспомогательных систем для комплексных дорожных ситуаций в условиях городского движения. Исследовательский отдел Volkswagen участвует во всех трех основных проектах UR:BAN: «Когнитивные системы помощи водителю», «Человеческий фактор в дорожном движении» и «Сетевая организация транспортных систем». В рамках проекта «Когнитивные системы помощи водителю» разрабатываются три системы: ассистент смены полосы движения, ассистент маневрирования в узких проездах и ассистент аварийного торможения. В разделе «Человеческий фактор в дорожном движении» компания Volkswagen работает над инновационным человеко-машинным интерфейсом. UR:BAN – это государственный исследовательский проект, действующий при поддержке Министерства экономики и энергетики ФРГ.


В качестве «умного» коммуникационного канала он будет фильтровать информацию, классифицировать ее по приоритетам и сообщать водителю по мере необходимости. В рамках подпроекта «Сетевая организация транспортных систем» концерн Volkswagen на базе системы связи Car-to-X разрабатывает программу «умный перекресток», вспомогательную систему для въезда и трогания с места, а также вспомогательные системы для автомобилей особого назначения.