Volkswagen Цифровой журнал

ЖИТЬ ЛУЧШЕ

bye-bye, Bulli!

56 лет модель T2 Transporter – больше известная как Bulli – выпускалась в Бразилии. И вот с заводского конвейера сошли последние экземпляры T2 серии Last Edition. Предлагаем отправиться в прощальный тур на бразильский остров Ильябела, название которого на русский язык переводиться как «красивый остров». Уикенд отца и сына в настоящем райском уголке.

Текст: Карен Наундорф
Фото: Лианне Мильтон

Пауло Боргес принял предложение Volkswagen, не раздумывая ни секунды. На вопрос, готов ли он протестировать только что сошедший с конвейера Bulli Last Edition, прозвучал ответ: «На следующей неделе? На два дня? Конечно!»

48-летний Боргес – фанат Bulli с давних времен. Водить автомобиль он научился в девять лет, разумеется, за рулем Bulli. В укромном местечке, где никто его не видел, он впервые выжал педаль газа. А сегодня он состоит в бразильском клубе любителей Bulli и гордится тем, что является обладателем 21 экземпляра этого микроавтобуса в различных модификациях. Самый старый из них выпущен в 53-м году, а самый роскошный был специально оснащен кондиционером для Панамериканских Игр в Рио-де-Жанейро 2007 года. Боргесу стоило большого труда собрать такую коллекцию «комби» (так называют Bulli в Бразилии). Большинство из них приобретено на аукционах в центральной части Бразилии, где даже спустя десятилетия автомобили сохраняются в удовлетворительном состоянии, поскольку не подвержены воздействию влажного соленого морского климата (свойственного, например, Рио-де-Жанейро, Форталезе или Ресифи), или на острове Ильябела, в райском уголке Бразилии.

Целых 56 лет Volkswagen T2 беспрерывно выпускался в Бразилии. И вот его история завершена. Соблюдение новейших норм безопасности потребовало бы кардинального изменения конструкции кузова – все современные автомобили, производимые в Бразилии, оснащаются системой АБС и подушками безопасности. Bulli – любимое транспортное средство многих бразильцев. Его здесь используют именно так, как он и задумывался, когда в 1950 году впервые сошел с конвейера в Германии в модификации T1: как грузопассажирский автомобиль, то есть «комби». В рабочие дни – для работы. На выходных – как семейный автомобиль для отдыха и загородных поездок.


Last Edition – коллекционный вариант. Пауло Боргес хотел бы иметь такой в своей коллекции. Но именно сейчас, когда всего в нескольких километрах от его дома, недалеко от Сан-Паулу, с конвейера завода Volkswagen Werk São Bernardo do Campo сходят последние экземпляры T2, он не может приобрести этот автомобиль. Потому что пообещал своей жене: больше никаких новых автомобилей, никаких Bulli. Дал честное слово. Прощальная поездка на бразильский «красивый остров» сама по себе уже подарок. И для него. И для его пятилетнего сына Хоакина, такого же поклонника Bulli. «Многим коллекционерам не удается передать свое увлечение детям», – говорит Боргес, он рад, что у него все сложилось иначе.

«Закрой глаза!», – кричит папа. Хоакина ждет большой сюрприз – на парковке завода Volkswagen стоит красавец Bulli в полной готовности. «Раз, два, открой глаза!» «Ух ты, круто!» – Хоакин проносится вокруг автомобиля, проводит ладошкой по кузову цвета голубого неба, открывает дверцу, усаживается на заднее сиденье, затем перелазит на место водителя и берется за рулевое колесо: «Вот какой автомобиль я хочу, папа!» Потом через два ряда сидений, отделанных обивкой в белую и голубую полоску, перебирается в багажник и укладывает багаж: детскую доску для серфинга на самый низ, сумки сверху, а футбольный мяч под сиденье.

Вот так сюрприз! Только перед началом поездки Пауло показывает сыну, на какой машине они отправятся на сказочный остров.

Last Edition

Производство модели T2, продолжавшееся в Бразилии 56 лет, Volkswagen завершает выпуском серии Last Edition. Она выйдет ограниченным тиражом в 1200 экземпляров, каждый из которых оснащен индивидуальной идентификационной табличкой. Дизайн автомобиля выполнен в духе 60-х годов: двухцветный кузов, шины с белыми дисками, виниловая обивка и шторки на окнах. Цена: 85 000 реалов (26 300 евро).


Отдавая дань современным технологиям, последний T2 оснастили акустической системой с MP3-плейером и разъемом USB. Техническое оснащение, за исключением двигателя Total-Flex объемом 1,4 литра (78 л. с.), существенно не изменилось с 1967 года. Поэтому Bulli во многих местах не может быть допущен к эксплуатации без значительной доработки.

Видео

«Многим коллекци­онерам не удается передать свое увлечение детям.»

Пауло Боргес рад, что его сын, как и он, страстный поклонник T2.

Больше всего в модификации Last Edition Хоакину нравятся боковые окна и багажник, в котором спокойно помещается его доска для серфинга.

Поездка на остров Ильябела, расположенный примерно в 200 километрах восточнее Сан-Паулу, – это первое путешествие отца и сына вдвоем. Они впервые отправляются в дорогу без мамы, потому что она на четвертом месяце беременности, и ей нужен покой. Хоакин взял с собой ее фотографию. Как только Bulli выезжает на магистраль, где двигатель Flex можно заправить бензином или этанолом, Хоакин звонит маме: «Представляешь, мы сидим в "комби"! Он голубой, а крыша у него белая. На окнах висят синие шторки, причем не только по бокам, но и на заднем стекле!» Остаток дня отец с сыном проводят вместе, наслаждаясь отдыхом. Они поют песенку «A Marcha da Kombi», марш Bulli. Это песенка об автомобиле, который настолько умен, что сам работает на рынке, и ему не нужен водитель. Иногда он сбегает от хозяина, подшучивая над ним. Хоакин уже выучил наизусть первый куплет песни. Затем они переходят к игре «Vejo, vejo» (известной в Германии под названием «Я вижу то, что не видишь ты»). Отец сосредоточенно рассматривает все детали автомобиля: полосатую обивку на сиденьях, черные стеклоподъемники, красную стрелку тахометра. А Хоакин в это время выбирает желтые или зеленые указатели улиц, крыши домов, киоски вдоль автомагистрали. Или какое-то определенное дерево, которое, естественно, остается далеко позади, пока папа начинает отгадывать. Хоакин каждый раз выигрывает.

Остров Ильябела связан паромным сообщением с материковой частью Бразилии, расстояние между ними составляет шесть километров.
По пути на остров, известный своими великолепными пляжами и чудесными местами для серфинга и дайвинга, Пауло с Хоакином наслаждаются свежим соком кокоса.

Еще перед поездкой Пауло Боргес с уверенностью заявил: все люди на улицах будут оборачиваться и с восхищением рассматривать эту необычную модель. Казалось, что он, как большой фанат Bulli, преувеличивает. Но прохожие на самом деле постоянно оборачивались вслед автомобилю. Уже на первой остановке к Боргесу подошел хозяин закусочной, чтобы узнать характеристики машины. В последующие два дня на каждой остановке люди проявляли большой интерес. Даже один полицейский приостановился на патрульной машине, чтобы спросить, действительно ли Last Edition станет последним Bulli в истории.

Ответ таков: к сожалению, это правда. Последний автомобиль модели T2 Transporter сошел с конвейера в конце декабря. Его производство продолжалось 56 лет, так как десятки лет тому назад, когда еще не было роботов и даже окрашивание производили вручную.

Это конец эпохи, завершение легенды на четырех колесах. Прототип Bulli был запущен в серийное производство 8 мая 1950 года. Он задумывался как надежная рабочая лошадка, однако стал движущей силой немецкого экономического чуда – и одним из самых успешных автомобилей в истории автомобилестроения. T1 имел мощность 25 л. с. и мог перевозить 8 человек, занимая на дороге не больше места, чем «жук». Ветровое стекло было разделено на две части, «поэтому водителю приходилось практически прижиматься лицом к стеклу», – говорит Боргес, у которого в гараже стоит T1.

Во время поездки путешественники открыли для себя красоту острова Ильябела. На острове есть 368 водопадов, а также богатая и многообразная растительность.

Этот маневренный грузовичок быстро приобрел популярность в самых разных кругах – его охотно использовали пожарные и полиция, торговцы зеленью и ремонтные мастерские. «Безотказный труженик. Неприхотлив, как осел на Сардинии», – писала об автомобиле известная немецкая газета «Frankfurter Allgemeine Zeitung».

На гребне популярности этот малыш получил много ласковых прозвищ во всем мире. К примеру, название Bulli возникло из сочетания немецких слов Bus (микроавтобус) и Lieferwagen (автомобиль для перевозки малотоннажных грузов), в итоге получилось Buli, к которому приклеилась еще одна L. В Португалии за форму кузова его окрестили «буханкой» (Pão-de-Forma). В Финляндии прижилось название «паровозик» (Junakeula), а в англоязычных странах – Split Window, Splitty (из-за разделенного ветрового стекла), Hippie Mobile (хиппи-мобиль) и многие другие прозвища.


1,8 миллионов автомобилей Transporter сошли с конвейеров до того, как в 1967 году на рынок вышла модификация T2. Новая модель стала на 20 сантиметров длиннее, а двигатель мощностью 47 л. с. разгонял ее до 110 км/ч, ветровое стекло стало сплошным, чтобы водитель лучше видел дорогу. Это вызвало небывалый успех, в том числе среди автотуристов, которые в Bulli путешествовали по миру. Рабочая лошадка и символ свободы, прямолинейный и гламурный – Bulli сочетает в себе и то и другое. В последующие десятилетия Transporter будет усовершенствован и превратится в современный компактвэн, затем в лимузин с большим салоном. Однако T2 так и останется культовой моделью. Такой же, какой для Пауло Боргеса остается его «La Kombi» – эту модель он сравнивает «с женщиной, в которую каждый раз влюбляешься по-новому».

 

Менее 15 минут длится поездка на пароме, затем Bulli едет по узким улицам острова Ильябела. Кокосовые пальмы, белые песчаные пляжи, прозрачнейшая вода, в которой даже без маски для подводного плавания можно рассмотреть рыбы на дне. У этого райского места есть лишь один недостаток: барракуды и вездесущие комары, не дающие покоя. Вот почему бразильцы, когда речь заходит об острове Ильябела, говорят: «Там прекрасно! Но только не забудь средство от комаров!»


Когда отец и сын плавают в море или играют в футбол, Kombi мирно отдыхает рядом на пляже. Солнечный закат окрашивает пляж и пальмы в невероятный серовато-синий оттенок. Боргес включает стояночные огни. От этого старая добрая мордашка Bulli с круглыми глазами-фарами приобретает еще более четкие очертания. А когда загорается сигнал поворота, кажется, будто на глазу мигает оранжевая ресница.
На следующий день, возвращаясь на пароме обратно домой, Пауло фотографирует все детали: сиденья, коврики, занавески. Он сдержит обещание и не будет покупать Last Edition. Но одно он уже знает наверняка: T2 2008 года выпуска, который он сейчас реставрирует, будет внутри выглядеть точно так же, как последний T2.

«Женщина, в которую каждый раз влюбляешься по-новому.»

Пауло Боргес объясняет, почему он так восхищается автомобилем Bulli.

До свиданья! Отец и сын прощаются с Last Edition в лучах заходящего солнца на побережье океана.