Volkswagen Цифровой журнал

ЖИТЬ ЛУЧШЕ

быстрый, чистый, классический.

Как калифорнийская фирма Zelectric превращает раритетные «Жуки» в актуальные ныне электромобили.

Текст: Матиас Б. Краузе
Фото: Матиас Б. Краузе

Неординарные проблемы требуют неординарных решений.

В нашем случае: дотянуться до небольшого велосипедного звонка на левом наружном зеркале заднего вида. Давид Бенардо опускает стекло и вытягивает в окно загорелую руку. Как только раздается сигнал, пешеходы, задумчиво прогуливающиеся по брусчатке портового променада, перепугано шарахаются в сторону, провожая удивленным взглядом ярко красную раритетную модель «Жука», которой они только что уступили дорогу. Бенардо улыбается: «Каждый раз одно и то же. Электродвигатель работает так тихо, что пешеходы и велосипедисты его просто не слышат».

На первый взгляд автомобиль Бенардо выглядит, как хорошо ухоженный олдтаймер 1963 год выпуска, с оригинальной складной крышей и багажником. Идеальный транспорт для непродолжительной поездки в порт Сан-Диего недалеко от мексиканской границы, где на полуденном солнце серые военные суда и роскошные белоснежные яхты привлекают внимание туристов. Каким бы стареньким ни казался этот автомобиль, внутри у него бьется новое сердце. Вместо характерного металлического стука клапанов оппозитного двигателя слышно лишь легкое урчание мощного, но почти бесшумного электродвигателя. Обладая мощностью 63 кВт (85 л. с.) и крутящим моментом 163 ньютон-метра, он наполняет электрического «Жука» поразительной энергией.

«Каждый раз одно и то же. Электродвигатель работает так тихо, что пешеходы и велосипедисты его просто не слышат.»

David Benardo

Volkswagen – и прежде всего модель «Жук», которую здесь называют «Beetle» или «Bug» – на западном побережье США олицетворяет ощущение полноты жизни. В 60-е годы, когда первые представители поколения бэби-бума учились водить автомобили, Volkswagen Beetle был поистине народным автомобилем и полной противоположностью монументальным лимузинам. Производитель из Вольфсбурга в дерзкой рекламе удачно использовал скромный имидж своего детища. «Live below your means» («Живи ниже уровня твоих возможностей»), – так звучал лозунг рекламной кампании. Еще один смелый лозунг гласил: «And if you run out of gas, it’s easy to push» («Если закончится бензин, то этот автомобиль будет легко толкать»). «Модель "Жук" в Америке знает каждый, у всех с ним связаны хорошие воспоминания», – рассказывает Бенардо.

Оптимальное сочетание стиля и экологической безопасности: «Жук» от компании Zelectric в Калифорнии.

Рекламная кампания «Жука» 60-х годов считается лучшей в истории. Почему, объясняет рекламист Амир Кассаэи.

Впервые он увидел модель «Жук» у соседей, а позднее приобрел себе такой автомобиль. За ним последовали Karmann Ghia, еще два «Жука», T2 Transporter «Bulli» 1972 года выпуска и, наконец, святой Грааль всех поклонников «VeeDoubleU» в США: «Samba» 1965 года выпуска, легендарная специальная серия T1 с 21 окном. Бенардо наслаждался своими автораритетами, но одна мысль не давала ему покоя: «Простой ремонт я делаю сам, нет проблем. Но эта вечная регулировка клапанов мне сильно действовала на нервы».

«А почему, собственно, все старые автомобили должны пахнуть маслом и бензином?» – однажды спросил он себя. Для него, эстета, изучавшего искусство и рекламу, работавшего арт-директором крупных рекламных агентств, первостепенной была форма, а потом уже функциональность. Бенардо не разделяет мнение, что раритетный автомобиль может считаться оригинальным только в том случае, если на нем установлен оригинальный двигатель внутреннего сгорания: «Электродвигатель экологически чистый, надежный, легкий в обслуживании и более мощный по сравнению с оригиналом. Для меня это идеальное решение».
Идея установить электропривод на олдтаймер пришла Бенардо на ум после того, как он прочел статью о пилотном проекте ученых Стенфордского университета: там инженеры завода Volkswagen оснастили электродвигателем модель «Bulli». Однако этот увлекательный проект еще восемь лет назад был признан нерентабельным. «Сама лишь электрификация обошлась тогда минимум в 40 000 долларов, – утверждает Бенардо, – и ни один из компонентов не прошел испытаний для серийных моделей».
С тех пор стоимость компонентов, прежде всего, самого дорогостоящего модуля, высококачественных литий-ионных аккумуляторов, значительно сократилась. Вскоре Бенардо должен был разменять 50-й десяток – и он задался вопросом: «Что бы ты сделал, если бы тебе опять было 20 лет?» Ответ был таков: «Организовал бы фирму по мелкосерийному переоснащению раритетных автомобилей». С момента принятия этого решения прошло почти два года. Бенардо оставил должность партнера рекламного агентства в Мертл-Бич и перебрался в Калифорнию, в Сан-Диего. Здесь, сидя за кухонным столом в скромном домике, он вспоминает прежнюю жизнь: «Мне просто надоело каждый раз выдумывать что-то новое, чтобы продать очередной «мыльный пузырь». Электрический «Жук» – это нечто совершенно иное. В этой идее есть реальный толк».

«Электродвигатель экологически чистый, надежный, легкий в обслуживании и более мощный по сравнению с оригиналом. Для меня это идеальное решение.»

Давид Бенардо
Расположенный в задней части кузова двигатель имеет мощность 63 кВт и запас хода до 110 миль (177 километров).
Литий-ионные аккумуляторы установлены спереди в багажном отделении и под задним сиденьем.

Доказательство стоит в заполненном до отказа гараже: это красный «Жук», прототип, который Бенардо и его супруга Бонни демонстрируют на разных автошоу. Каждый проект по переоснащению олдтаймера начинается с поиска подходящего автомобиля. С технической и дизайнерской точки зрения Бенардо предпочитает «Жуки» 1958-66 годов выпуска. За очень хорошо сохранившийся экземпляр приходится сегодня выкладывать от 12 000 до 20 000 долларов.

 

Когда исходник найден, с него демонтируют топливный бак и двигатель. Затем механики ищут возможность установить аккумуляторные модули, один спереди в багажник (на 12 литий-ионных ячеек) и один под заднее сиденье (на 25 ячеек). Электродвигатель соединяется с оригинальной трансмиссией. Остается еще контролер с масляным радиатором, преобразователь DC-DC для зарядки оригинального свинцового аккумулятора на 12 вольт, который питает все электрооборудование автомобиля и зарядное устройство для литий-ионных аккумуляторов.

Индикатор уровня заряда рядом с тахометром – единственный внешний признак того, что перед нами электромобиль.

«Процесс переоснащения можно сравнить с комплектацией системы Hi-Fi, – утверждает Бенардо, – ты подбираешь самые лучшие компоненты, чтобы получить от них максимальную отдачу, до тех пор, пока не получишь оптимальный звук». Самая трудоемкая операция после этого этапа – прокладка и соединение кабелей. Механики стараются вносить в оригинал как можно меньше изменений, чтобы в случае необходимости автомобиль снова можно было оснастить двигателем внутреннего сгорания. Автомобиль должен быть адаптирован к тяговому усилию нового двигателя, поэтому механики Zelectric усиливают подвеску, устанавливают новые амортизаторы, стабилизаторы поперечной устойчивости сзади и дисковые тормоза на всех четырех колесах. В конечном итоге индикатор заряда аккумуляторов на панели приборов оказывается единственным внешним признаком, по которому мы можем определить, что перед нами электромобиль.

Here comes the Bug: на западном побережье США «Жук» с 60-х годов олицетворяет ощущение полноты жизни.

Вид под капотом напоминает проектно-конструкторское бюро. Матовый черный контролер, пластина охлаждения из сатинированного алюминия и толстые оранжевые электрокабели благородно смотрятся на фоне черной матовой стенки. Бенардо придает большое значение эстетике: «Есть много людей, которые устанавливают электродвигатели на старые автомобили. В основном это мастера-самоучки, и часто у них получается полная каша с кабелями». Единственное, что ему не нравится – что розетка для зарядки расположена справа от двигателя. Лучше всего ее было бы спрятать за откидным задним фонарем.

В общей сложности электрооборудование «Жука» стоит примерно 20 000 долларов, а его продажная цена составляет 45 000-50 000 долларов. Если все пойдет хорошо, то фирма Zelectric в будущем планирует переоснащать на электрическую тягу до двух старых «Жуков» в месяц. По информации телевизионных и печатных СМИ фирма Zelectric в ходе рекламных кампаний в социальных сетях привлекла 35 000 фолловеров. «Жук» фирмы Zeltctric даже получил ведущую роль в одном из телевизионных реалити-шоу. Правда, некоторых потенциальных клиентов отпугивает цена, ведь этот автомобиль через каждые 150 километров необходимо на 16 часов подключать к электрической сети.

Факты

Длина: 4 070 мм

Ширина: 1 540 мм
Высота: 1 500 мм

Вес: 1 005 кг

Разгон от 0 до 100 км/ч: ок. 11 секунд (неофициально)

V-макс.: ок. 90 миль в час (145 км/ч)

Мощность: 63 кВт (85 л. с.)

Крутящий момент: 163 Н·м

Вес на единицу мощности: 11,82 кг

Стоимость: 45 000-50 000 долларов США (35 000-39 000 евро)

Емкость аккумуляторной батареи: 22 кВт·ч

Технология аккумуляторной батареи: литий-железо-фосфатный аккумулятор

Запас хода: 90-110 миль (145-177 км)

Продолжительность зарядки: от 0 % до 100 % от обычной бытовой электророзетки: ок. 16 часов; один час зарядки дает порядка 12 миль хода (19,31 км)