Volkswagen Цифровой журнал

ЖИТЬ ЛУЧШЕ

Felix & Co.

Как 50 лет тому назад одному еврею удалось сделать Volkswagen «жук» популярным в Израиле.

Текст Вернер Зонне

«Ну, ты посмотри. И у меня такая же», – восклицает мой приятель Рон, показывая на наклейку на заднем стекле его машины Passat. На ней – надпись на иврите «Felix & Co, с 1946 года». Большинство машин марки Volkswagen ездят сегодня по дорогам Израиля с такой наклейкой. Только что я рассказал Рону историю про Феликса Буриана. Наклейки «Felix» здесь знакомы каждому любителю марки Volkswagen, а вот история про этого самого Феликса не известна почти никому. Это история о «пионере автобизнеса» в только что образовавшемся государстве – она связана с автомобилем, успех которого не произошел сам по себе.

Тель-Авив, пятьдесят лет тому назад Рыцарь в железных доспехах, забрало закрыто, щит опирается на левую ногу, на щите эмблема «VW». Читатель получает следующую информацию: «В автомобиле Volkswagen вы будете чувствовать себя так же надежно и безопасно, как рыцарь в этих доспехах». Когда Феликс Буриан публикует в Израиле это объявление не немецком языке, разъяренная толпа демонстрантов забрасывает камнями автомобиль назначенного в 1965 году первого посла Германии в Иерусалиме Рольфа Паульса, немецкого военного офицера, кавалера Рыцарского креста. Немецкие продукты для многих израильтян – табу, а слова «made in Germany» изначально вызывают ненависть. За пять лет до этого, когда общественное сознание в Израиле всколыхнул процесс над военным преступником Айхманом, напомнив о страшном холокосте, Феликс Буриан становится первым дилером марки Volkswagen в Тель-Авиве, организовав продажи и сервисное обслуживание чисто немецкого продукта, автомобилей Volkswagen «жук». В скором времени он уже входит в число ведущих дилеров Volkswagen в стране – почти невероятная история успеха, которая, однако, не стала такой же успешной страницей в биографии самого Феликса Буриана. Даже наоборот.

Вена начала 30-х годов: у Феликса есть мечта. Дядя часто водил его по великолепным музеям этого роскошного города, и еще с молодых лет Феликс мечтает о карьере археолога. Он растет в теплой семейной атмосфере, у его отца Раймонда мастерская по выделке шкур. Но неожиданно все меняется: в 1938 году происходит аншлюс Австрии нацистской Германией. Жизнь с каждым днем становится невыносимее. Приходит день, когда Бурианы становятся беженцами и, как и многие другие, отправляются в Палестину. Их путь лежит через Румынию. Из порта Сулина в ноябрьский холод они отправляются в опасное плавание через Черное и Средиземное моря на старом, загруженном углем сухогрузе, в постоянном страхе, что их могут обнаружить и вернуть обратно в Австрию англичане, препятствовавшими еврейской иммиграции. Семейство Буриан нелегально проникает в страну, они вброд добираются до берега, по дороге у них воруют весь багаж, поэтому мечта 13-летнего Феликса становится несбыточной – во всяком случае, пока (как станет понятно позже). В том же году в «городе автомобиля KdF под Фаллерслебеном» (который с 1945 года будет переименован в Вольфсбург) был построен завод Volkswagen для массового серийного выпуска сконструированного Фердинандом Порше автомобиля.

Перед семейством Буриан в далекой Палестине, тогда еще протекторате Британии, главным был вопрос выживания. Они еле сводили концы с концами, здесь профессия отца не могла обеспечить благополучие семьи, ведь в жарком средиземноморье меха никому не нужны. Ему пришлось заняться уличной торговлей, чтобы хоть как-то выкарабкаться, причем он не знал местного языка. Поэтому сыну, Феликсу, необходимо было получить практичную профессию, чтобы он мог хорошо зарабатывать. Мальчик проходит обучение в автомастерской двух беженцев из Германии («йеки», как называли немецких евреев, держали в стране автомастерские). Весь заработок он отдает семье, мать выделяет ему только мелочь на карманные расходы. Потом он встречает Нетти Ландсманн. Она была из Магдебурга, ее семья тоже бежала от нацистов. «Мне тогда было всего лишь семнадцать», – вспоминает она сегодня их встречу на танцах. Оба сидят на диване и, улыбаясь, вспоминают то время. Он ухаживал за ней четыре года: «Пока я не мог содержать семью, я не мог жениться». В 1946 году Феликсу удалось открыть в Тель-Авиве небольшую автомастерскую. А в следующем году состоялась свадьба. С тех пор уже 67 лет они вместе.

В 1947 году Феликс Буриан женится на уроженке Магдебурга Нетти Ландсманн в Тель-Авиве.

В ходе войны за независимость в 1948 году Феликса Буриана призывают на военную службу, предлагают ему офицерский чин в молодой израильской армии, но он хочет продолжать работать в автобизнесе. Он расширяет свое предприятие и завоевывает хорошую репутацию. В 1960 году от одного из своих приятелей Буриан узнает, что компания Volkswagen помимо генерального импортера хочет построить в разных городах Израиля сеть независимых дилерских центров и сервисных предприятий. «Но для этого требуется специальное оборудование», – возражает он, но приятель настаивает на этой возможности. Буриан подает заявку, не особо веря в успех. И получает заказ. А дальше все идет как по маслу. «Компания Volkswagen обеспечила нас всем, вплоть до специального оборудования. Вскоре каждые две недели к нам приезжал грузовик с запасными частями», – рассказывает Буриан. Из Вольфсбурга прибывают и первые специалисты, которые помогают наладить сервисное обслуживание «жуков» и транспортеров.

И сегодня 89-летний предприниматель гордо демонстрирует ряд томов с учебными материалами и правилами поведения менеджеров компании Volkswagen.

 

При встрече с клиентом молодой Буриан уже не спрашивал: «Вы можете себе это позволить?» Его вопрос звучал: «Какую сумму Вы готовы вложить?»
В разработанной им самим рекламе, которую он на родном языке размещает в изданиях для «йеки», он делает ставку на типично немецкие качества: «Сервис и качество!» или «Немецкий профессионализм и точность – то, чем славятся немцы».
Особое внимание он уделяет техническим достижениям в конструкции «жука» – воздушное охлаждение, являвшееся важным преимуществом в условиях израильского климата: «даже в самые жаркие дни радиатор не закипит, не испарится вода, автомобиль всегда на ходу».

 

Расчет Буриана оправдал себя. Вскоре даже высшие армейские чины входят в число его клиентов, среди них и начальник генерального штаба. Особенно популярен «жук» среди «йеки», все чаще модель можно увидеть на дорогах Израиля. Хотя выходу марки на израильский рынок нередко препятствовали «тени прошлого», однако нападок против Буриана лично никогда не было. Критикам он отвечал, что немцы из врагов превратились в помощников. Его жена Нетти, которая во время холокоста потеряла близких родственников, как и Феликс (его дедушка и бабушка, а также братья его отца погибли во время войны), говорила: «Мы не забудем и не простим. Но жизнь продолжается. Появилось уже новое поколение». Сторонником этого принципа был и основатель Израиля Бен-Гурион, вместе с первым федеральным канцлером ФРГ Конрадом Аденауэром он договорился о миллиардной компенсации.

Первые рекламные объявления в Израиле акцентировали внимание потребителя на системе воздушного охлаждения и немецком качестве.

» Мы не забудем и не простим. Но жизнь продолжается. Появилось уже новое поколение. «

Нетти Буриан

В Вольфсбурге быстро обратили внимание на нового энергичного дилера в Тель-Авиве. В 1962 году Нетти и Феликс Буриан по приглашению компании Volkswagen совершили большой ознакомительный тур по ФРГ. Впервые с 1938 года он побывал в Германии. «У нас было странное ощущение, – вспоминает сегодня Нетти Буриан, насколько она была восхищена видом больших заводских цехов с автоматизированными процессами. – Вспышки сварочных аппаратов, множество автомобилей на конвейере. Невероятное зрелище». Даже Феликс Буриан с удивлением отметил масштаб торговых предприятий компании Volkswagen в Германии, в первую очередь, крупного торгового центра Mahag в Мюнхене, в котором была предусмотрена даже парикмахерская для клиентов.

 

Однако оба считают, что человеческие взаимоотношения важнее производственных технологий и успешных методик сбыта. В последующие годы они регулярно возвращались в Вольфсбург, так же регулярно менеджеры компании Volkswagen посещали торгового представителя и его жену в Израиле. В результате возникли крепкие дружеские отношения. До сих пор по случаю всех праздников и дней рождения они получают поздравительные письма и телеграммы. «Один из менеджеров даже в свадебное путешествие приезжал к нам в Израиль», – рассказывает Феликс Буриан. Из тщательно оберегаемой папки он достает дипломы из Вольфсбурга – «Золотая эмблема VW» 1964 год, «Бриллиантовый знак почета» за успехи в продвижении марок Volkswagen и Audi в 1982 году, а также огромное количество фотографий с израильскими политиками в сфере транспорта, с которыми он сотрудничал в качестве консультанта, а также почетные грамоты как председателю Объединения автомобильных дилеров Израиля.

Наклейку «Felix» многие десятилетия устанавливают в Израиле на автомобили «Жук».
Брак Феликса и Нетти Буриан длится 67 лет. Супруги проживают в Тель-Авиве.

Положа руку на сердце, какой автомобиль Volkswagen был любимчиком Феликса Буриана? «Passat, не в последнюю очередь, благодаря удобному багажнику. А также, поскольку он оказал мне неоценимую помощь в моих раскопках». Феликс Буриан все-таки осуществил детскую мечту, он самостоятельно выучился на археолога и с 1952 года систематически проводил раскопки в пустыне Негев и на побережье Средиземного моря. С тех пор ему удалось найти свыше 150 000 предметов древней истории (инструменты, фигуры, украшения, лезвия ножей, одних только кремниевых наконечников для стрел почти 12 000 экземпляров) и открыть 70 неизвестных ранее поселений, многие из которых относятся к каменному веку. Десятилетиями жизнь Феликса Буриана была четко распланирована: по рабочим дням – Volkswagen, в выходные – археология.

В 2000 году в возрасте 75 лет он вышел на пенсию. Но и сегодня раз в месяц он встречается за завтраком со своим преемником. И, естественно, он немного гордится тем, что оставил свой след в жизни. След, который в 2015 году, ровно через 50 лет после начала его деятельности, в Израиле очевиден для всех. На всех автомобилях, реализуемых сегодня его дилерским центром, устанавливается овальная наклейка с эмблемой Volkswagen и надписью «Felix & Co». Компания Volkswagen рекомендовала фирме сохранить это название.

Выставка в Берлине

Необычная история Феликса Буриана будет представлена в рамках передвижной выставки, приуроченной 50-летнему юбилею установления отношений между Германией и Израилем, которая состоится осенью 2015 года в Берлине, в Доме Пауля Лёбе.