Volkswagen Цифровой журнал

ЖИТЬ ЛУЧШЕ

свет мой, кнопочка...

Езда на Polo GTI доставит еще больше удовольствия, если по выбору покупателя на нем установлена ходовая часть Sport Select с посадкой кузова на 15 миллиметров ниже и спортивным режимом, включаемым простым нажатием кнопки. Подающая надежды шведская автогонщица Микаэла Олин-Коттулински устроила Polo GTI основательную проверку на автодроме в Ошерслебене.

Текст Микаэла Олин-Коттулински
Запись Марийке Энгель
Фото Михаэль Хэгеле

Моя мама уверяет, что за последние три года я сильно изменилась. Может быть, она права. Все началось здесь, в Ошерслебене, с отборочных соревнований. Международная автомобильная федерация выступила с инициативой по привлечению женщин в автоспорт. Вместе со мной на гоночную трассу под Магдебургом в 200 км к западу от Берлина вышли 20 молодых гонщиц. По результатам бесчисленных заездов я стала первой и получила возможность участвовать в Кубке Scirocco! Мне было уже 19 лет, и по сравнению с большинством ребят я считалась уже «старой». Гоняться можно с 16 лет, а я начала заниматься этим довольно поздно. В шесть лет я занималась картингом в Швеции и выиграла несколько гонок. Теперь мне кажется странным, что до двенадцати лет я ничего не хотела знать о двигателях. Мой мир ограничивался куклами Барби, гимнастикой и танцами. И это в такой семье! Казалось, что я слеплена из другого теста.

Некоторые говорят, что в жилах семьи Коттулински течет не кровь, а бензин. В 1980 году мой дедушка Фредди на Volkswagen Iltis выиграл ралли Paris–Dakar. В 1990 году моя мама Сюзанна стала чемпионкой Швеции по ралли. С моим отцом Джерри она познакомилась, само собой разумеется, потому, что он был ее соперником по ралли. Кого удивит, что мой брат Фредерик, еще катаясь на своей детской машинке, заявил, что станет чемпионом мира по ралли? Из-за Фредерика я провела немало выходных своего детства, стоя у картинговой трассы. И мне это совершенно не нравилось. Мне даже в голову не могло прийти, что однажды и шум мотора станет для меня музыкой, а запах масла и раскаленных тормозных накладок – духами.

«Некоторые говорят, что в жилах семьи Коттулински течет не кровь, а бензин.»

И все-таки я слеплена из немного другого теста. Я единственная в семье, кто гоняется на автодроме. Ралли скорее для лихачей. Выиграешь ты или нет, зависит от многих факторов. На автодроме иначе. Тут все дело в точности, в балансе. В том, чтобы достичь гармонии со своим внутренним «я» и с машиной. В Кубке Scirocco все машины одинаковы. Можно немного поиграть с давлением в шинах и со стабилизацией, но с технической точки зрения все находятся в равных условиях. Соревнуются гонщики примерно одного класса. Каждый выбирает оптимальную траекторию. Так что, в конечном счете, все дело в том, чтобы выбрать с точностью до тысячной доли секунды момент нажатия на педаль газа или тормоза и точно отмерить необходимое усилие.

 

Мной движет подсознательное стремление к совершенству. Перед каждой гонкой мне нужно не только обеспечить себе стартовую позицию за счет хорошего времени прохождения круга, но и заплатить стартовый взнос – за сезон набегает шестизначная сумма, которую оплачивают мои спонсоры. Параллельно я работаю инструктором по вождению и испытываю новые разработки. Временами это доставляет невероятное удовольствие.

Как сегодня, например, когда мне представилась возможность «объездить» Polo GTI с ходовой частью Sport Select. Это мое первое знакомство с данной моделью Volkswagen. Первое впечатление: классный, хорошо сложенный компактвэн. Если нажать на кнопку на приборной панели справа, загорается надпись оранжевого цвета «Спорт». И в мгновение ока душка-компакт превращается в норовистого гоночного скакуна.

Кнопка «Спорт» превращает Polo GTI в норовистого гоночного скакуна.

Я сажусь в машину и, никуда не торопясь, делаю несколько пробных кругов. Даже без Sport Select модель GTI на 15 миллиметров ниже Polo, и устойчивость на поворотах очень высока. Удовольствие от езды огромное. Этот режим я бы выбрала для езды вне автодрома, на обычных дорогах. Там я езжу хоть и спортивно, но очень цивилизованно. И регулировка должна быть поудобнее, особенно в дальних поездках и в городе. Нажимаем кнопку «Спорт». Осторожно поддаем газку, и – вот оно! – в нем просыпается зверь. Один звук чего стоит – это круто! Салон наполняется зычным урчанием. Чтобы ориентироваться при переключении передач, оно мне не обязательно, но в любом случае создает впечатление гонок. Еще быстрее: третья, четвертая, пятая. Под «мостом VW» я прохожу на скорости 175, но вынуждена притормозить, чтобы вписаться в поворот у гостиницы. Сегодня выпендриваться не будем и немножко скруглим. А на гонках здесь нужно переходить на вторую и поворачивать под прямым углом.

Слева приближается тройной поворот. Пятая передача. Здесь, в Ошенлебене, это один из самых неприятных поворотов. В одной из гонок здесь меня вынесло с трассы. Так что переходим на четвертую и еще раз как следует разгоняемся. Polo справляется замечательно. Чувствуется ходовая часть Sport Select – никаких тебе наклонов. Респект! Еще раз резко вправо, затем полный газ, третья передача, четвертая. Потом вход в шикану – трудная, быстрая смена направления: вправо, влево – прямо по поребрику. Я чувствую ужасные толчки, но машина уверенно мчится вперед. На выходе я заезжаю на зеленую маркировку за поребриком. Он здесь не случайно. Для идеальной траектории нужно использовать каждый сантиметр трассы. Сейчас, на последней прямой перед финишем, нужно быстро переключиться на пятую передачу. Максимальная скорость 180, с ума сойти, почти также быстро, как в гонках! Благодаря семиступенчатой преселективной коробке передач и лепестковым переключателям на руле на это уходят тысячные доли секунды. Затем сразу финишная прямая. Ускорение, третья, четвертая, пятая и финиш! Вау!

 

Проеду еще один круг. Посмотрим смогу ли я пройти эту шикану чуть ровнее. Sport Select – просто прелесть. То, что руль такой отзывчивый, и машину не выносит на повороте, связано еще и с дополнительным вентилем амортизаторов, который закрывается, когда нажимаешь кнопку «Спорт». Это еще больше уменьшает поперечные колебания кузова на поворотах, создавая впечатление почти взаправдашнего гоночного автомобиля. 

Гонщица Микаэла в ярко-красном Polo GTI. После первого пробного круга она заинтересовалась техническими данными.

 

Иметь представление о технической стороне дела – часть моей работы. Мне самой приходится объяснять механикам, что именно нуждается в их вмешательстве, и как это настроить под меня и мою манеру езды. К сожалению, нередко я сталкиваюсь с тем, что механики не принимают меня всерьез, когда я говорю: «То-то и то-то нужно еще доработать». Но, демонстрируя свои познания в технике, я заставляю их ко мне прислушиваться. Да, бывают такие ситуации, когда я – женщина в мужском спорте – должна сначала завоевать уважение, будь то на гоночной трассе, в СМИ или перед спонсорами.
Кто-то мне сказал, что я прохожу повороты, будто танцуя. Замечательный комплимент, потому что когда все ладится, это так и воспринимаешь. Я знаю, о чем я говорю. Всего три года назад я бросила регулярные занятия современными танцами и гимнастикой. И то, и другое было для меня очень важным: танцы – для внутреннего баланса, а гимнастика – для силы и координации. Сейчас я каждый день хожу в тренажерный зал. Чтобы держаться в числе первых, нужно быть в форме. Полностью полагаться на свое тело, даже когда сидишь в машине в шлеме, с системой защиты шеи и головы, пристегнута пятиточечником так жестко, что едва можешь пошевелиться. Температура в салоне доходит до 60 градусов, а действующие на тело центробежные силы просто неимоверны. Этому нужно что-то противопоставить, и для этого нужны силы.

 

«Мне пришлось учиться демонстри­ровать опреде­ленное хладно­кровие.»

Я люблю соревнования. Мне, естественно, хочется выиграть – честолюбия у меня хоть отбавляй. Первая победа в прошлом году на «Норисринге» под Нюрнбергом привела меня в экстаз. Я стала первой женщиной, выигравшей одну из гонок Кубка Scirocco! Во время церемонии награждения у меня слезы текли из глаз. Но победа для меня не самое главное. Как ни парадоксально это звучит, чтобы стать по-настоящему быстрой, необходимо неимоверное терпение. Мои родители постоянно напоминают мне, что в гонках важен разгон, в смысле, опыт. С каждым пройденным кругом ты становишься немного лучше. Когда я сижу в машине, и красные огни показывают, сколько осталось до старта, я думаю не о победе. В этот момент я стараюсь вообще ни о чем не думать. Я сливаюсь с машиной в единое целое. Лучшего ощущения в мире нет.

Завоевать уважение в гонках совсем несложно – кто затормозит первым?
В 2013 году я несколько раз выходила на старт Кубка ралли и сразу же попадала в несколько неприятных столкновений, потому что вопреки ожиданиям соперников я не давила первой на тормоз. Тут нужно рисковать. Даже на обочине гоночной трассы нельзя проявлять слабость. Мне пришлось учиться всегда демонстрировать определенное хладнокровие. Не слишком церемониться с соперниками! И если порой что-то не получается, ни в коем случае не приходить в ярость. Такое поведение не делает человека симпатичнее. Но я и не Grid Girl, не хостесса гонок, от которой требуется всем улыбаться. Честно сказать, я часто задаю себе вопрос, почему, собственно, мне никогда не попадался какой-нибудь Grid Boy. Меня просто бесит, когда журналисты спрашивают меня, не хочу ли я попозировать в бикини. Что?! Какой гонщик-мужчина, скажите на милость, будет позировать в трусах рядом со своим автомобилем? Мне очень нравится, что в автоспорте женщины могут соревноваться с мужчинами. В конечном счете, все зависит только от мастерства. У меня есть большая цель и четкий план. Самое позднее в 2018 году я намерена принять участие в турнире DTM, причем не по женской квоте. Рано или поздно я хочу в нем выиграть.

Sport Select.

Ходовая часть рассчитана на водителей со спортивной жилкой. Вы можете выбрать две регулировки:


Нормальная регулировка несколько комфортабельнее, нежели типичная для спортивной ходовой части. Несмотря на характерные особенности спортивной ходовой части (например, более низкую посадку кузова), она позволяет избежать толчков во время езды.


Спортивная регулировка немного жестче и создает впечатление более динамичной езды. Дорога и качество дорожного покрытия чувствуются более остро.


Кнопкой «Спорт» на центральной консоли выбирается регулировка ходовой части. Индикатор активной регулировки расположен на кнопке и на многофункциональном дисплее. Ходовая часть Sport Select устанавливается на разные модели Polo.


Расширенный спортивный комплект предлагается только для Polo GTI. Помимо прочего, в него входит регулировка чувствительности педали газа и специальный спортивный амортизатор.