Volkswagen Цифровой журнал

ЖИТЬ ЛУЧШЕ

Искусство звука.

Volkswagen открывает новые перспективы для искусства. Текущая выставка Бьорк в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA) демонстрирует, как технологические инновации бренда открывают экспонентам новые пути для реализации их творческих мультимедийных замыслов.

Текст Йохен Фёрстер
Фотографии Inez and Vinoodh, Courtesy of Wellhart/ One Little Indian (2)

Сначала появилось мобильное приложение «Sound Journey», разработанное концерном Volkswagen прошлой осенью. Оно предлагает водителям уникальные и незабываемые ощущения, ведь «Sound Journey» компилирует музыку в соответствии с ситуацией во время движения. Теперь же, после четырех месяцев совместных разработок, в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA) выдаются сотни портативных проигрывателей iPod, предоставляющих посетителям выставки Бьорк возможность провести аудиотур на основе приложения «Sound Journey». Это новое измерение эмоционального восприятия в области музейного дела.

«Бьорк»

До 6 июня 2015 года Музей современного искусства (MoMA) в Манхэттене представляет ретроспективу творчества исландской поп-дивы. Посетителям предлагаются инновационные проекты Бьорк, среди которых видеоклипы, оригинальные инструменты и костюмы.

Это не простой успех. Впервые в истории компании техническим экспертам концерна Volkswagen удалось сделать столь важный вклад в художественную выставку в, пожалуй, самом авторитетном музее современности. Основная идея проста и очевидна, если речь идет о ретроспективе творчества исландской исполнительницы Бьорк, известной активным использованием инноваций из области мультимедийных средств. С одной стороны, здесь представлен автомобильный бренд, который в лице научно-исследовательской лаборатории по электронике (Electronics Research Lab – ERL) на протяжении многих лет проводит в Кремниевой долине комплексные исследования, призванные улучшить нашу жизнь и, в частности, жизнь автолюбителей. С другой стороны, мы знакомимся с творчеством идола современной культуры. С 1993 года, когда в свет вышел первый альбом Бьорк под названием «Debut», она, как никто другой, сочетает в своих произведениях всю широту музыкальных возможностей с цифровой эстетикой и технологическим потенциалом изобразительного искусства. В 2011 году она установила новые стандарты в музыкальной отрасли, выпустив альбом «Biophilia» в виде серии из 10 песен-приложений для iPad. Пользователь, среди прочего, мог самостоятельно аранжировать значительные части альбома.

Стоит отметить, что именно представители искусства дали импульс для текущего сотрудничества. Когда Музей современного искусства (MoMA) обратился в ERL с запросом, можно ли использовать какие-либо инновации из Кремниевой долины для демонстрации экспонатов выставки Бьорк, эксперт лаборатории ERL Тина Унтерлэндер предложила обратить внимание на приложение «Sound Journey», которое коллектив исследователей разработал для применения с новой информационно-развлекательной системой MIB2.
На протяжении почти 17 лет около 150 сотрудников ERL работают над приложениями, интерфейсами и вспомогательными системами для инновационных транспортных средств. «Идея приложения "Sound Journey" состояла в том, чтобы предложить нашим клиентам своеобразную комплексную мультимедийную систему для водителей», – говорит Унтерлэндер.

Примерно 150 сотрудников научно-исследовательской лаборатории по электронике (ERL) работают над вспомогательными системами для водителей, интерфейсами и приложениями для информационно-развлекательных систем.

Эта идея привела коллег из Музея современного искусства в восторг. Совместно с экспертами по звуковым технологиям компании Klangerfinder (Штутгарт, Германия) техники концерна Volkswagen согласовали потенциал программного обеспечения с требованиями и пожеланиями певицы из страны гейзеров. Если «Sound Journey» учитывает такие факторы, как скорость и количество оборотов, ускорение и торможение, воплощая их в (специально сочинённую) музыку и создавая таким образом уникальное звучание для каждой отдельной ситуации, то Музей современного искусства (MoMA) использует эту цифровую инновацию для экскурсии по музею. В зависимости от того, в каком зале находится посетитель и в каком направлении он смотрит и насколько быстро он перемещается по помещению, настраивается созданная лично Бьорк звуковая дорожка с новой музыкой, звуками и текстами. В итоге, каждый воспринимает звучание произведений Бьорк по своему, у каждого посетителя возникают свои ощущения от увиденного и услышанного в зависимости от манеры и скорости движения.

Sound Journey

Приложение разработано научно-исследовательской лабораторией по электронике (ERL) концерна Volkswagen AG в Кремниевой долине и на сегодняшний день используется в новых моделях Passat и Polo. Оно позволяет получить особое наслаждение от музыки, подбираемой в зависимости от таких факторов, как скорость, количество оборотов и манера вождения.

» Содействие искусству и культуре на международном уровне является одной из основных целей нашей общественной деятельности. «

Бенита фон Мальтцан, руководительница отдела «Культура и общество» департамента корпоративной коммуникации концерна Volkswagen.

Сотрудничество между техническими экспертами концерна Volkswagen и коллективом MoMA во главе с его директором Клаусом Бизенбахом – это кульминация интенсивной деятельности немецкого автоконцерна из Вольфсбурга в области искусства на международном уровне. Её начало было положено в 2011 году в результате подписания договора о партнерстве между Volkswagen of America и Музеем современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. За четыре года сотрудничества свыше 2 тысяч студентов из более чем 60 стран мира прошли совместно разработанные онлайн-курсы. Благодаря выставочной площадке Volkswagen Performance Dome центр PS1, филиал музея MoMA в квартале Куинс, даже в зимнюю пору проводит «воскресные сессии», еженедельную культурную программу, в которую входят выступления, просмотр видеоматериалов, музыка, танцы и дискуссии.

MoMA

PS1, филиал музея MoMA, каждое воскресенье проводит свою культурную программу в помещении Volkswagen Performance Dome.

Выставку «Алиби: Зигмар Польке 1963–2010 гг.» (фото вверху) можно посетить до 5 июля 2015 г. в музее Людвига (Кёльн, Германия).

Volkswagen и MoMA – хорошее сочетание. Музей, основанный в 1929 году, в последние десятилетия является, пожалуй, самым выдающимся музеем в мире. Он олицетворяет взгляды на культуру, адресованные представителям всех социальных слоев, что соответствует корпоративной культуре бренда Volkswagen. «Образовательная идея является важным критерием во всех наших проектах по сотрудничеству в области искусства. Содействие искусству и культуре на международном уровне – одна из основных целей нашей общественной деятельности», – говорит Бенита фон Мальтцан, руководительница отдела «Культура и общество» департамента корпоративной коммуникации концерна Volkswagen. В числе самых важных выставок можно назвать «Алиби: Зигмар Польке 1963–2010 гг.». Это первая расширенная ретроспектива творчества немецкого художника, умершего пять лет назад. Его считают одним из самых влиятельных представителей того поколения. Работы уроженца Силезии, вдохновлявшие людей с разными вкусами и традициями вне зависимости от происхождения и истории, наряду со своей мультимедийной многогранностью находятся в центре внимания выставки, которую можно посетить до 5 июля 2015 г. в Музее Людвига (Кёльн, Германия).

Деятельность концерна Volkswagen в области культуры не заканчивается сотрудничеством с Музеем современного искусства. Очень важную роль в этой сфере играет также Новая национальная галерея. Основоположники электропопа, немецкая группа Kraftwerk, дали восемь концертов в Берлине в здании музея, построенном известным архитектором Мисом ван дер Роэ. Каждый вечер они представляли один из своих альбомов в формате трехмерного шоу. Стоит отметить, что все билеты на их выступления были раскуплены за считанные дни. Ещё одной кульминацией прошедшего года можно назвать первую расширенную выставку скульптора-импрессиониста Рембрандта Бугатти (1884–1916 гг.). Произведения итальянского мастера, входящего в число самых выдающихся и оригинальных скульпторов первой половины ХХ века, представлены также в некоторых больших музеях мира. Их стоимость на рынке предметов искусства достигает семизначных сумм. Несмотря на это, для широкой публики имя Бугатти часто оставалось неизвестным. Правда, только до этой выставки.


Многогранность и искусство, не знающее ограничений, – это именно те аспекты, которые идеально подходят и для определения корпоративной культуры Volkswagen. «Другие компании коллекционируют искусство или создают его сами, – говорит Бенита фон Мальтцан. – Мы же выступаем за то, чтобы искусство во всей своей многогранной красоте стало доступным для широких масс и послужило для их творческой деятельности». На ближайшие годы среди прочего запланированы мероприятия в области китайского искусства и культуры.

Kraftwerk

Группа, основанная в 1970 году Ральфом Хюттером и Флорианом Шнайдером, считается основоположницей электропопа. Билеты на восемь концертов Kraftwerk, состоявшихся в Берлине в здании Новой национальной галереи, были раскуплены за считанные дни.

Новая национальная галерея продемонстрировала в 2014 году первую расширенную выставку произведений скульптора Рембрандта Бугатти.